РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Кулькова Оксана Владимировна
студентка, факультет педагогического и художественного образования
Мордовский государственный педагогическийинститут имени М. Е. Евсевьева,
г. Саранск, Россия, by30oks96@yandex.ru

Ключевые слова: музыкально-познавательный интерес, школьное музыкальное образование, младший школьный возраст, диагностические методики.
Аннотация: Данная статья посвящена раскрытию теоретических и методических оснований разработки методики диагностики музыкально-познавательного интереса младших школьников. Статья включает в себя раскрытие содержательно сопряженных понятий «интерес», «музыкальный интерес», «музыкально-познавательный интерес», а также основные составляющие компоненты музыкально-познавательного интереса в контексте психолого-педагогического научного знания.

DEVELOPMENT OF THE MUSIC-COGNITIVE INTEREST OF THE YOUNG SCHOOLBOYS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Kulkova Oksana Vladimirovna
student, faculty of pedagogical and art education
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

Key words: interest, musical interest, cognitive interest, musical-cognitive interest.
Abstract: This article is devoted to the disclosure of theoretical and methodological grounds for the development of methods for diagnosing the musical and cognitive interest of junior schoolchildren. The article includes the disclosure of meaningfully conjugate notions of «interest», «musical interest», «musical-cognitive interest», as well as the main components of the musical-cognitive interest in the context of psychological and pedagogical scientific knowledge.

В наше время педагоги-музыканты отмечают, что у школьников отсутствует интерес к учебе. Педагоги-исследователи и ученые считают, что процесс развития музыкально-познавательного интереса школьников оказывает положительное влияние на мыслительные процессы, побуждает к самостоятельной деятельности; положительно сказывается на качестве и системности знаний учеников; способствует их эмоциональному и интеллектуальному развитию. Таким образом, музыкально-познавательный интерес является важным условием развития личности ребенка в целом.
Ученые в своих работах рассматривали вопросы, связанные с развитием познавательного интереса у детей как общей личностной характеристики. Педагогические труды разрабатывали проблемы развития познавательной самостоятельности учащихся, целостности организации педагогического процесса в общеобразовательной школе, управления педагогическим процессом и т. д.
Вопросы развития музыкально-познавательного интереса учеников в педагогике музыкального образования, затрагивалась в работах Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Г. М. Цыпина и др. Они рассматривают музыкально-познавательный интерес как взаимообусловленность эмоционального и интеллектуального компонентов познания музыкального искусства в обучении детей.
В настоящее время важной задачей музыкального образования является повышение уровня основных музыкальных способностей ребенка, его знаний, умений и навыков, а также расширение кругозора. В таком случаем положительные результаты в области музыкального деятельности может принести только систематический и целенаправленный процесс обучения, охватывающий также и развитие музыкально-познавательного интереса как компонента художественно-музыкального развития обучающихся в целом. Таким образом, можно сделать вывод, что в обучении школьников познавательный интерес к музыкальному искусству направлен на деятельность и творчество, от которых можно испытыватьчувство радости и удовольствия. Ю. Б. Алиев отмечал: «интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастливы» [1, с. 101].
Интерес – прекрасный стимул приобщения школьников к музыке. Под его влиянием развиваются умственная активность, музыкальная наблюдательность, усиливается произвольное внимание, обостряется работа воображения, восприятия. Так, Ю. Б. Алиев писал: «Интерес занятия музыкой – это не развлекательные занятия и не сухое выдалбливание песенного материала, музыкальных инструментов, дат жизни композиторов. Это те занятия, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, эстетических переживаний, заставляют что-то прочувствовать, пережить, освоить» [1, с. 153].
Познавательный интерес к музыкальному искусству взаимосвязан с эмоциональным интересом и характеризуется вниманием к основным закономерностям музыкального искусства. Следовательно, развитие музыкальных интересов, чувств, потребностей должны быть тесно связаны с развитием музыкально-познавательных интересов и заключаться в использовании имеющихся знаний и умений на практике [8, с. 19].
Музыкальный интерес реализуется в процессе определенного вида деятельности, например: восприятия музыки, ее исполнения или сочинения. Музыкальный интерес является также своеобразным «познавательно-эмоционально-волевым сектором» (Е. Я. Бурлина) такой деятельности. Психолого-педагогическая сущность музыкально-познавательного интереса предполагает анализ его трехсторонней структуры. Личность (социальная группа, общество) влечется к предмету своего интереса и разумом (стремясь познать его), и «сердцем» (получая эмоциональное впечатление), на этой основе появляется желание действовать, чтобы достичь искомой цели. Таким образом, музыкально-познавательный интерес включает в себя интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую стороны.
Рассмотрим названные составляющие подробно.
Интеллектуальный компонент довольно ярко проявляется в процессе восприятия музыки, так как это самый распространенный вид музыкальной деятельности школьников. Наличие рационального начала обеспечивает глубокое восприятие музыки, создает условия «представленности» сочинения сознанию субъекта – условия, при которых может возникнуть музыкально-познавательный интерес. По мнению Б. В. Асафьева, необходимо «раскрыть перед слушателями логику музыки, то есть все неисчерпаемое богатство человеческой мысли и мощь интеллекта, отражающиеся в каждой капле звуковой волны, вкрапленной в систему звуковых образов, вызванных к жизни волей разума» [4, с. 16]. Отсюда можно сделать вывод, что для практики музыкального образования в школе необходимо формирование «интеллектуально развитого слушателя» (Б. В. Асафьев). Анализируя данный компонент музыкально-познавательного интереса важно также формирование идейно-эстетических позиций учащегося, т. к. музыка, глубоко воспринятая и осмысленная, влияет на все его сознание [2, с. 7].
Эмоциональный компонент имеет большую важность для эстетических интересов, но особое значение он приобретает в сфере музыкально-познавательного интереса. Так, Л. А. Баренбойм пишет, что «вне прочувствования и переживания, то есть внеэмоционально познать и понять содержание музыки невозможно» [3, с. 123]. Эти слова говорят о том, что роль эмоционального компонента музыкально-познавательного интереса является весьма важной в сфере общения субъекта с музыкой. Как отмечает О. А. Апраксина, «бесстрастно-объективное отношение к ней исключает эмоционально-увлеченное» [2, с. 23]. Это важно с педагогической точки зрения, так как без создания условий эмоциональной вовлеченности учеников невозможно развивать у них музыкально-познавательный интерес.
Соотношение эмоционального и интеллектуального компонентов музыкально-познавательного интереса, по мнению педагогов-исследователей, определяет характер волевого компонента [5, с. 70], поскольку анализ поведенческого компонента – это анализ возможных вариантов соотношения умственных и эмоциональных сторон познавательного интереса, и в том числе, музыкального-познавательного.
Существуют три различных позиции их взаимодействии:
– реализация музыкально-познавательного интереса возможна лишь при гармоничном сочетании эмоционального и рационального компонентов;
– интеллект является основой эмоционального переживания музыки;
– эмоции определяют интеллектуальный уровень восприятия музыки музыкального интереса [10, с. 20].
Таким образом, следует уделять внимание характеру совместной музыкальной деятельности учеников и учителя в процессе формирования музыкально-познавательного интереса школьников. Она должна содействовать обеспечению благоприятной атмосферы для активизации музыкально-познавательной деятельности учащихся.

Список использованных источников

1. Абдуллин, Э. Б. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учеб. пособ. / Э. Б. Абдуллин. – М. : Прометей, 2003 – 224 с.
2. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учеб. пособ./ Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева.– М. : Академия, 2004 – 336 с.
3. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. – М. : Владос, 2000. – 336 с.
4. Апраксина, О. А. Музыкальное воспитание во внеклассное время / О. А. Апраксина // Методика музыкального воспитания в школе. – М. : Просвещение, 1983. – С. 18–26.
5. Арчажникова, Л. Г. Методика музыкального воспитания/ Л. Г. Арчажникова. – М. : МГЗПИ, 1989. – 156 с.
6. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. – Л. : Музыка, 1973. – 370 с.
7. Бурлина, Е. Я. О понятии «музыкальный интерес» / Е. Я. Бурлина // Музыка в обществе : сб. статей. Вып. 2. – Л. : Музыка, 1975. – С. 70–79.
8. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский.– М. : Искусство, 1978. – 350 с.
9. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца : книга для учителя / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 1979. – 202 с.
10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. С. Асмолова. – М. : Просвещение, 2012. – 152 с.
11. Халабузарь, П. В. Методика музыкального воспитания : учеб. пособие / П. В. Халабузарь, В. С. Попов, Н. Н. Добровольская. – М. : Музыка, 1989. – 160 с.
12. Цыпин, Г. М. Музыкальная психология и психология музыкального образования / Г. М. Цыпин. – М. : Академия, 2011. – 384 с.
13. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / Г. М. Цыпин. – М. : Академия, 2003. – 367 с.
14. Эмоциональные и познавательные характеристики общения. – Ростов-н/Д. : Изд-во Ростовского ун-та, 1990. – 176 с.

Добавить комментарий