ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА ФОЛЬКЛОРНОМ ОТДЕЛЕНИИ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Полшкова Анна Александровна

магистрант, факультет педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический

институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

anka.polshkova@yandex.ru

 Ключевые слова: музыкальные способности, ладовое чувство, слуховое представление, музыкально-ритмическое чувство, музыкальная память, диагностика способностей, музыкальное развитие школьников, музыкальный фольклор.

Аннотация: В статье рассматриваются музыкальные способности с позиций сущностных характеристик и их роли в музыкальном развитии школьников. Раскрыта основанная на научных данных структура музыкальных способностей, взятая за основу диагностики, а также характеристика комплекса из четырех заданий с критериями оценивания результатов их выполнения. Приводятся результаты диагностики музыкальных способностей учащихся младших классов ансамбля народного пения детской школы искусств. Делаются выводы о характере педагогической целесообразности использования фольклора с целью развития музыкальных способностей.

Polshkova Anna Alexsandrovna

undergraduate, Faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

anka.polshkova@yandex.ru

DIAGNOSTICS OF MUSICAL ABILITIES STUDENTS OF THE YOUNG CLASSES AT THE FOLKLORE DEPARTMENT OF THE CHILDREN’S SCHOOL OF ARTS

Key words: musical abilities, fidelity, auditory representation, musical-rhythmic feeling, musical memory, diagnostics of abilities, musical development of schoolchildren, musical folklore.

Annotation: The article deals with musical abilities from the positions of essential characteristics and their role in the musical development of schoolchildren. The structure of musical abilities based on scientific data, taken as a basis for diagnostics, is described as well as the characterization of a complex of four tasks with criteria for evaluating the results of their implementation. The results of the diagnosis of the musical abilities of the junior classes of the ensemble of folk singing of the children’s art school are presented. Conclusions are drawn about the nature of the pedagogical expediency of using folklore in order to develop musical abilities.

 

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. По мнению Н. А. Ветлугиной, «кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения» [2, с. 31]. Другим важным теоретическим аспектом проблемы, от которого существенно зависит практика музыкального воспитания, является определение содержания понятий «музыкальные способности», «музыкальность», «музыкальная одаренность». От того, что принимается за основу содержания этих понятий, в большой степени зависит направление педагогических воздействий, диагностика музыкальных способностей и т. д. На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики (зарубежной и отечественной), также и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей, существуют различные подходы, имеются разночтения в определении важнейших понятий.

Б. М. Теплов определяет способности как «индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения» [6, с. 48]. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». Музыкальность, как отмечает Б. М. Теплов, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности» [Там же, с. 90]. «Проблема музыкальности, – подчеркивает ученый, – это проблема прежде всего качественная, а не количественная» [Там же, с. 65].

Н. А. Ветлугина в своих трудах выделяет следующие ведущие музыкальные способности: 1) ладовысотный слух и 2) чувство ритма. В этом она исходит из нерасторжимой связи эмоционального, выражающемся в ладовом чувстве, и слухового, в комплексе музыкально-слуховых представлений, компонентов музыкального слуха. Отсюда – необходимость развития музыкального слуха в тесной взаимосвязи эмоциональной и слуховой основ» [2, с. 87].

К. В. Тарасова предлагает следующую структуру музыкальности:

1) эмоциональная отзывчивость на музыку;

2) познавательные музыкальные способности:

а) сенсорные (мелодический слух, тембровый слух, динамический слух, чувство ритма;

б) общие интеллектуальные музыкальные способности (музыкальное мышление и воображение, музыкальная память).

Итак, музыкальные способности являются специальными; в результате обучения они постепенно развиваются, дифференцируются, способствуя успешности выполнения обучающимися музыкальной деятельности.

В соответствии с изложенным, в основу диагностики следующие музыкальные способности:

  1. Ладовое чувство, представляющее собой способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения (эмоциональный или перцептивный компонент музыкального слуха).
  2. Слуховое представление – способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, связанными со звуковысотным движением (слуховой или репродуктивный компонент музыкального слуха).
  3. Музыкально-ритмическое чувство, выражающееся в способности активно переживать музыку, чувствуя эмоциональную выразительность ритма и точно воспроизводить его.
  4. Музыкальная память.

На основании данной структуры музыкальных способностей в сентябре 2017 года была осуществлена диагностика музыкальных способностей учащихся младших классов на фольклорном отделении МБУ ДО «Атемарская детская школа искусств». С целью проведения диагностики с учащимися было проведено занятие, на котором они выполняли задания, направленные на выявление уровня развития музыкальных способностей учащихся.

В качестве критериев развитости музыкальных способностей детей были избраны:

1) ладовое чувство;

2) слуховое представление;

3) музыкально-ритмическое чувство;

4) музыкальная память.

В соответствии с этим, диагностические измерения осуществлялись по четырем заданиям.

Задание № 1 было направлено на выявление ладового чувства:

Детям было предложено спеть две известные им детские песенки, одну грустную, а другую веселую, желательно эмоционально, в характере исполняемой песни.

Результаты оценивались по балльной системе:

1 балл – соответствовал низкому уровню; его получали дети, которые не смогли спеть мелодию соответственно ладовым функциям звуков и отразить эмоциональное содержание спетых ими мелодий.

2 балла – средний уровень – получали дети, которые смогли спеть мелодию соответственно ладовым функциям звуков, сделав незначительные ошибки, при этом закончив ее тонально устойчиво; вместе с тем, наблюдалось не совсем эмоциональное исполнение музыкальных произведений.

3 балла – высокий уровень – получили те дети, которые спели песни от начала и до конца ладово усточиво и эмоционально.

Задание № 2 было направлено на выявление слуховых представлений детей. Нужно было прослушать и повторить голосом сыгранную на фортепиано мелодию из нескольких звуков.

Критериями оценки служили следующие:

1 балл – слабый уровень – получали те дети, которые пели интонационно неверно и неправильно ответили, какое количество нот прозвучало.

2 балла – средний уровень; ему соответствовали дети, спевшие мелодию преимущественно интонационно верно, допустив незначительные неточности в середине напева, правильно назвавшие количество прозвучавших нот.

3 балла – высокий уровень – получали все те дети, кто исполнил мелодию интонационно верно в характере, а также правильно назвавшие количество прозвучавших нот.

Задание № 3 позволяет выявить наличие и степень развития музыкально-ритмического чувства:

Детям предлагалось прохлопать несколько предложенных ритмических рисунков вслед за учителем. С каждым разом задания усложнялись.

Оценкой служили следующие показатели:

1 балл – слабый уровень; это дети, которые не справились ни с одним ритмическим рисунком.

2 балла – средний уровень, которому соответствовали дети, прохлопавшие все предложенные ритмические рисунки, допустив незначительные ошибки.

3 балла – высокий уровень; это дети, которые правильно прохлопали все ритмические рисунки.

Задание № 4 на выявление музыкальной памяти.

С детьми был разучен первый куплет и припев русской народной песни «Как за двором, за двором». Они должны прослушать мелодию со словами в исполнении учителя. Затем с ними нужно отчитать текст песни и повторить несколько раз мелодию. После чего каждый ребенок поет один.

1 балл – слабый уровень, это дети, которые не запомнили слова и неправильно спели мелодию.

2 балла – средний уровень, дети, которые запомнили слова песни, но не совсем точно пропели мелодию.

3 балла – высокий уровень; это дети, которые спели правильно слова и мелодию.

По диагностике ладового чувства 67% обучающихся показали средний уровень, низкий – 33%.

По результатам диагностики слухового представления высокий уровень показали 50% обучающихся, средний – 17%, низкий – 36%.

Результаты диагностики музыкально-ритмического чувства оказались следующими: высокий уровень – 50% и средний – 50%.

Результаты музыкальной памяти обучающие показали высокий уровень – 33,3%, средний – 33,3%, низкий – 33,3%.

Обобщение полученных результатов и наблюдение за обучающимися показало наличие у младших школьников готовности слушать и слышать музыку, понимать ее настроение, чувствовать и передавать в своем исполнении метроритм музыки и соотносить его со своими эмоциями. Однако эти проявления музыкальной культуры требуют обязательного дальнейшего развития с позиций музыкальных способностей.

Развитие музыкальных способностей является сложным и длительным процессом. Многочисленными исследованиями доказано, что музыкальный фольклор является тем видом деятельности, который обладает яркими поэтическими образами, вызывает положительные эмоции. Фольклор является ценным дидактическим материалом, обеспечивающим успешность эстетического воспитания дошкольников, в силу ярких образов добра и зла, содержащихся в песнях, сказках, припевках, что делает их доступными и понятными детям. Причем сказки и песни не просто слушаются; дети сами вовлекаются в определенную сказочную игру, становясь участниками и постановщиками музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. В этом процессе учащихся органично познает музыкальные образы, приобретает необходимые умения и навыки, развивает свою фантазию. Тогда развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности. Все это говорит о том, что музыкальный фольклор может быть одной из основ развития музыкальных способностей детей.

 

Список использованных источников

 

  1. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей / В. П. Анисимов. – М. : Владос, 2004. – 128 с.
  2. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1982. − 198 с.
  3. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М. : Академия, 2005. – 320 с.
  4. Кирнарская, Д. Н. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / Д. Н. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др. ; под ред. Г. М. Цыпина. – М. : Академия, 2003. – 368 с.
  5. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова ; науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания ; Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1988. – 176 с.
  6. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. : Наука, 2003. – 384 с.
  7. Экспресс-анализ и оценка детской деятельности / под. ред. О. А. Сафоновой. – Н.-Новгород : Экстра Н, 1995. – 194 с.

Добавить комментарий