Основные принципы разучивания музыкального произведения в процессе самостоятельной работы студента педвуза

Шутова Т. А., старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

Под системой самостоятельных занятий следует понимать такую организацию и методику, которая ставит своей целью наиболее продуктивное использование рабочего времени, имеющегося в распоряжении учащегося для индивидуальной работы вне класса. Отличительной чертой рациональных, продуктивных самостоятельных занятий является, прежде всего, их планомерный характер, выражающийся не только в наличии определённого режима, но и в продуманности и целенаправленности самих занятий.
Система самостоятельных занятий заключает в себе две стороны, тесно связанные между собой и взаимно обусловленные.Во-первых, режим занятий, в понятие которого входит определение общего количества необходимого времени, его распределение внутри рабочего дня, распределение изучаемого материала, его порядок и последовательность. Во-вторых, конкретные способы изучения музыкального материала, и преодоление трудностей. Планомерность изучения музыкального произведения, в конечном счёте, определяется художественной целью, к достижению которой должна быть направлена вся работа по овладению выразительными средствами. Изучение произведений требует ясного осознания характера музыкально-художественных и технических задач, стоящих перед исполнителем.
Именно самостоятельные занятия, чаще всего представляют собой картину полной бесконтрольности и бессистемности. Причина этого не всегда кроется в недобросовестном отношении учащегося к самостоятельным занятиям. Виной чаще всего является, неумение правильно построить свои занятия, отсутствие ясного представления о целях и методах работы, отсутствие направляющей творческой мысли, без которой занятия приобретают формальный характер.
Особенность единого процесса развития заключается в том, что он совершается при активном участии сознания и связанных с ним психических функций – внимания, воли, памяти, а также эмоции и воображения (в том случае, когда речь идёт о работе над музыкальным произведением).
Ведущая роль сознания в процессе занятий проявляется не только в наличии ясного представления о цели и характере той или иной формы движения при игре на инструменте; она выражается также в правильном понимании закономерностей нервно-психической деятельности, связанной с управлением и координацией игровых движений. Знание закономерностей помогает нам установить логику упражнения (направленного на овладение исполнительским навыком), мобилизует внимание и волю в процессе работы и способствует закреплению в памяти результатов этой работы.
Внимание и сосредоточение мысли в процессе работы есть по существу уже начало этого процесса; оно связывается на практике с предварительной слуховой, ритмической, эмоциональной настройкой перед исполнением, а также с принятием требуемого положения тела и рук для выполнения игровых движений. Сосредоточение внимания означает всемерную активизацию музыкального слуха, как основного контролирующего и направляющего фактора при игре на инструменте.
Параллельно с развитием функции внимания идёт развитие памяти. Здесь подразумевается способность к запоминанию исполнительских приёмов, движений и связанных с ними психо-физических ощущений. Сосредоточение внимания во время занятий на выполнение тех или иных приемов лучше всего способствует закреплению их в сознании. Этому способствует и повторение.
Результативность самостоятельных занятий в значительной мере зависит от проявления учащимся сознательной воли. Воспитание памяти, воли, и внимания неразрывно связано с повышением интереса к занятиям.
Проявление музыкально-творческих устремлений немыслимо без овладения средствами музыкальной выразительности. Совершенствование техники заполняет собой значительную часть времени, отведённого для домашних занятий; вместе с тем не следует сосредотачивать всё внимание исключительно на технике и определять направление и содержание домашней работы техническими задачами.
Само по себе пальцевая или штриховая техника не может иметь самостоятельного значения, изолированного от задачи раскрытия идейно-художественного содержания музыки. Профессиональная техника существует только для реализации художественного замысла и музыкального плана исполнения, поэтому в основе так называемой технической работы должно лежать стремление к конечной художественной цели.
Необходимо систематизировать занятия не только в целом, но и в деталях, учитывая ведущую роль сознания, предваряющего действие на инструменте. Момент предварительного осознания плана, смысла и цели работы осуществляется как до начало игры, так и в процессе её. В связи с этим полезно прочитывать глазами нотный текст, представлять звучание, предусматривать технические трудности и способы их преодоления. Необходимо разобраться как в деятельности каждой из рук, так и в их совместной деятельности на протяжении данного произведения, для достижения должной взаимосвязи.
Техника представляет собой бесконечное разнообразие форм движений рук и пальцев. Движения должны быть всегда подчинены цели, заключающейся в определённом качестве выразительного звучания. Целесообразная постановка, правильное положение и форма рук и пальцев во время движения – необходимы во избежание излишнего мышечного напряжения, тормозящего деятельность рук, а также для правильной координации движений и приобретения физической выдержки.
В достижении точности, меткости движений помогают опорные моменты в виде ритмических и метрических акцентов. Свобода техники означает отсутствие излишних напряжений в мускулатуре, тормозящих движение. Решающее значение приобретает и слуховой контроль. С помощью слухового контроля определяется та или иная степень мышечного напряжения, необходимая в данный момент.
Впоследствии, по мере овладения музыкальным материалом, усилия, сопутствующие игре, уже не требуют специальной фиксации внимания; они как бы распределяются, уравновешиваются, взаимно дополняя друг друга. Благодаря этому устраняется преобладание, форсирование деятельности одной из рук, вызывающее противодействие, торможение другой руки и общее утяжеление техники. В дальнейшем, в результате более длительного изучения музыкального или технического материала, благодаря сознательным усилиям, тренировке и запоминанию, вырабатывается исполнительский навык, приобретающий черты автоматизма.
Основной формой самопроверки, как во время музыкального исполнения, так и процессе самостоятельных занятий, является контроль музыкального слуха. Контролирующая функция слуха, в исполнении и в занятиях непосредственно связана с осуществлением художественного замысла, с реализацией на инструменте нашего представления о звучании. Развитию музыкально-исполнительских данных и профессиональному росту учащегося должно сопутствовать всё возрастающее умение слушать себя. Необходимо развивать представление о музыкальном образе с целью воплощения его в реальном звучании.
Для достижения исполнительского мастерства, мы сталкиваемся с различными музыкальными и техническими трудностями. По существу это трудности физиологического характера, и занятия должны быть направлены на их преодоление. Усвоение исполнительских навыков и преодоление трудностей происходит путём упражнения.
Упражнение в целом включает в себя весь комплекс психических и физических действий, начиная от осознания трудности, сосредоточения внимания на ней, анализа двигательного процесса, отбора наиболее целесообразной формы движения – до окончательного закрепления приобретённого навыка в представлении и ощущении. Именно правильное понимание того, что представляет собой упражнение, создаёт предпосылку для нахождения правильных путей к преодолению технических трудностей. Продуктивность упражнения определяется не столько его количественной стороной, сколько степенью участия в нём сознания, сосредоточенности внимания и целенаправленности волевых усилий.
Регулярный и систематический характер домашних занятий, является важнейшим условием, обеспечивающим прочные, надёжные успехи в овладении исполнительскими навыками. Изучение художественного материала на каждом этапе осуществляется на основе определившихся навыков, которые включают и степень развития слуха, ритма, памяти, общей музыкальности, так и определённого уровня технической подготовки.
Система самостоятельных занятий, непрерывно видоизменяясь по внутреннему содержанию и внешним формам, постепенно направляет учащегося и содействует его профессиональному росту и дальнейшему совершенствованию.

Добавить комментарий