ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛЕКТНОГО ПЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ

Синичкина Ольга

студентка, факультет педагогического и художественного образования,

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г.Саранск, Россия

Ключевые слова: музыкальный фольклор, диалектное пение, фольклорный ансамбль.

Аннотация: В статье рассматриваются приемы  формирования диалектного пения у младших школьников на занятиях фольклорного ансамбля.

Formation of dialectal singing among junior schoolchildren during classes of folklore ensemble

Sinichkina Olga

student, Faculty teaching and art education,

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

Кey words: musical folklore, dialectal singing, folklore ensemble.

Аbstract: The article deals with the methods of formation of dialectal singing among junior schoolchildren in the classes of a folklore ensemble.

Музыкальный фольклор выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания. Занятия фольклором способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка [2, 16].

В последние годы появилось немало теоретических и методических пособий, связанных с разработкой проблемы обучения детей на основе музыкального фольклора. Среди них можно выделить работы Л. Л. Куприяновой, Л. В. Шаминой, С. А. Краснопевцевой, Г. М. Науменко, Н. Ширяевой и др.  Однако в настоящее время утрачивается аутентичная народная манера пения, учитывающая особенности местного диалекта.

Население России большей частью представляет собой жителей сел и деревень. В каждом из таких небольших поселений своя манера произношения слов. При этом официальный язык России один – русский. Тогда что такое диалект и как его отличить от официального государственного языка? Диалект – особенность произношения слов у людей, связанных между собой какой-либо общностью, местное наречие. Диалект бывает территориальным, профессиональным и социальным [1, 13]..

В общенародном русском языке выделяются три группы территориальных диалектов: севернорусские, южнорусские и среднерусские. В нашем исследовании нас интересует среднерусские диалекты, которые занимают промежуточное положение между северно- и южнорусскими.  Присущие им черты включают и севернорусские, и южнорусские диалектные особенности: как в севернорусских диалектах — звук [г] взрывной, звук [т]твердый; как в южнорусских диалектах -аканье.

Черты, отличающие среднерусские диалекты от других:

  1. Иканье — произношение звука [и] на месте букв Я и Е в предударном слоге: [питух] вместо петух, [питак] вместо пятак и т.п.
  2. Произношение звука [ш] долгого мягкого на месте буквы Щ или сочетаний СЧ, СЩ (например, в словах щука, счастье, расщелина и др.).
  3. Произношение звука [ж] долгого мягкого на месте сочетаний ЖЖ, ЗЖ (например, в словах  жужжать, брызжет и др.) [1, 13].

Волжский песенный стиль достаточно самобытен. Он представляет со­бой своеобразный сплав традиций переселенцев из других областей и взаимопроникновение культур малых народов Поволжья. Его неповтори­мость претворяется прежде всего в особенностях говора и манеры, а вер­нее — техники в открытой манере пения, сложившейся под влиянием сле­дующих факторов: а) синтеза северной и южной традиций в пении «тонкими» голосами в го­ловном регистре и зычно, напряженно с интенсивным посылом в груд­ном  регистре; б) приспособления голоса к тесситуре звучания песен широкого диапазо­на (песни мужской традиции в исполнении женских или смешанных ансамблей  и  песни сольной   традиции, репродуцирующие звучание многоголосной партитуры); в) поиска особой вокальной техники для исполнения песенных жанров городского стиля, возникших на гомофонно-гармонической основе в диапазоне шире октавы; г) многообразного использования выразительных вокальных приемов: спадов, сбросов, подъемов, форшлагов, фермат, всевозможного глиссандирования, октавных скачков в головной регистр, подухиваний [1, 13].

Фольклорный ансамбль  — это коллектив исполнителей народных песен, одаренных певцов, влюбленных в народное певческое искусство.  Методика работы по формированию диалектного пения у младших школьников в ходе занятий фольклорного ансамбля включает в себя следующие этапы:

  1. Распевание. Вокально-хоровые навыки вырабатываются и закрепляются во время распевания. Время для распевания определяется руководителем в зависимости от творческих целей и конкретной ситуации. Упражнения должны быть разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам. Одни упражнения расширяют диапазон голоса, другие укрепляют дыхание, третьи развивают гармонический слух, улучшают дикцию.
  2. Разучивание нового произведения (рассказ о новых песнях: где, зачем, кем исполнялись; прослушивание песни в аутентичном исполнении (экспедиционные записи); совместное пение с этнографическим образцом или пение с учителем; самостоятельное пение в удобном регистре).

3.Повторение и закрепление нового материала (декламация песенных текстов в ритме напева с точным диалектным произношением; совместно с этнографическим образцом проверочное пение).

  1. Самостоятельное пение в удобном регистре. Необходимо менять запевалу, пробовать всех, что даёт возможность активизировать работу каждого. Пение отдельными группами по 2-3 человека для выявления единого тембрового и динамического звучания.

 

Список использованных источников

  1. Шамина, Л. В. Об искусстве народного пения. Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли / Л. В. Шамина / Ред.-сост. В.А. Лапин. – Л. : Музыка, 1989. – 156 с.
  2. Мешко, Н. К. Искусство народного пения: Практическое руководство и методика обучению искусства народного пения. – М. : НОУ «Луч», – 80 с.

Добавить комментарий