ЭЛЕКТРОННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Тиханова Кристина Александровна

студент, факультет педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, tihanovakris3@gmail.com

 Лихачева Марина Леонидовна

студент, факультет педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, maro73rus@mail.ru

 Ключевые слова: информационные технологии, музыкальное образование, электронная презентация.

Аннотация: Cтатья посвящена раскрытию проблемы использования электронной презентации как информационной технологии в процессе музыкального образования школьников. Статья включает в себя раскрытие понятий «информационные технологии» и «электронная презентация», а также специфики применения информационных технологий в музыкально-образовательной деятельности. Охарактеризованы виды информационных технологий, указаны цель и задачи их применения. Рассмотрены требования, при соблюдении которых электронная презентация будет педагогически эффективной в деятельности учителя музыки.

 ELECTRONIC PRESENTATION AS INFORMATION TECHNOLOGY

OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER-MUSICIAN

 Tikhanova Kristina Alexandrovna student, Faculty of pedagogical and art educationMordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia, tihanovakris3@gmail.com 

Likhacheva Marina Leonidovna student, Faculty of pedagogical and art educationMordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia, maro73rus@mail.ru

Key words: information technologies, music education, electronic presentation.

Abstract: The article is devoted to the disclosure of the problem of using electronic presentation as information technology in the process of musical education of schoolchildren. The article includes the disclosure of the concepts of “information technology” and “electronic presentation”, as well as the specifics of the application of information technologies in music and educational activities. The types of information technologies are characterized, the purpose and tasks of their application are indicated. The requirements are considered, under which the electronic presentation will be pedagogically effective in the activity of the music teacher.

 

В настоящее время информационные технологии широко используются в обучении школьников. Эти технологии призваны вывести систему образования на качественно новый уровень; их активное использование сейчас, как правило, является ключевой частью учебного процесса. Наиболее популярными информационными технологиями являются программы, предназначенные для проверки знаний, и обучающие программы. Информационные технологии способствуют решению различных задач образовательного процесса: повышения наглядности обучения, обеспечения его индивидуализации; достижения максимального эффекта «обратной связи»; организации коллективной/групповой работы посредством сетевых ресурсов; моделирование учебно-педагогического взаимодействия. Таким образом, информационные технологии является эффективными для получения и усвоения новых знаний, они позволяют реализовывать индивидуальный подход к обучающимся, учитывая сильные и слабые стороны каждого ученика.

Одной из наиболее употребляемых разновидностей информационных технологий является презентация, обеспечивающая мультимедийность образовательного процесса. Мультимедийность, по характеристике А. Ю. Рощупкиной, – «это возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами» [5].

По определению Е. А. Яновой, мультимедиа в музыкальном образовании – это «средство, которое позволяет значительно расширять возможности предъявления и закрепления учебной информации, усиливать мотивацию ребенка, позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности детей» [8, c. 60]. Использование мультимедиа в музыкально-образовательном процессе открывает широкие возможности преподнесения учебного материала (с помощью цветных динамических иллюстраций с синхронизированным звуковым сопровождением, включения фрагментов «живых» занятий и др.).

Одной из наиболее употребляемых форм мультимедиа является презентация. Презентация (англ. presentation – представление) представляет собой электронный файл, содержащий набор картинок-слайдов, логически раскрывающих определенную тему. В соответствии с научными данными, современная презентация базируется на двух подходах к подготовке и представлению презентации. Первый – это традиционная демонстрация заданной последовательности слайдов, которые подготовлены на компьютере. Компьютер в таком случае выступает как вспомогательное средство при подготовке слайдов, a сама презентация с точки зрения технологии выполнения и демонстрации остается классической. Второй подход заключается в использовании компьютера непосредственно в демонстрации презентационных материалов. Естественно, что набор технических возможностей во втором случае гораздо шире.

Применение новых информационных технологий в музыкальном образовании позволяет оптимизировать формы, методы и средства обучения, найти оригинальные решения музыкально-образовательных задач, выбрать наиболее целесообразные пути совершенствования учебно-педагогического процесса обучения музыке, преодолеть определенные трудности, возникающие в традиционном преподавании музыки. На сегодняшний день применяются следующие виды информационно-компьютерных технологий, применяемых в музыкально-образовательном процессе: электронный учебник; электронная музыкальная энциклопедия; библиотечные информационно-поисковые системы; компьютерные программы освоения музыкальной грамоты, элементарных исполнительских навыков, развития музыкального слуха и др. Данные технологии способствуют:

– воспитанию художественного мышления обучающихся;

– формированию практических навыков музыкальной деятельности;

– развитию музыкальных способностей;

– организации и осуществлению творческой деятельности;

– изучению музыкальных понятий, терминов.

Электронная презентация является одним из видов информационно-компьютерных технологий, который представляется наиболее употребляемым в силу простоты разработки и создания, а также удобства использования. Вместе с тем, она имеет определенную специфику в плане употребления в различных учебных дисциплинах и курсах. Несомненно, что условия преподавания музыки предъявляют такие требования к электронной презентации, которые включают как общезначимые, так и специфические, идущие от самого искусства музыки, его природы и особенностей восприятия и познания.

Презентация включает в себя обязательные структурные элементы (обложку-фон, титульный слайд, структуру содержания, основной материал, перечень литературы и информационных ресурсов), вспомогательные (словарь понятий и терминов, слайды контроля и оценки знаний), специфически музыкальные (звуковые вставки – музыкальные произведения или их фрагменты, символы записи нотного текста с комментариями, словесные тексты вокальных сочинений, аналитические схемы, наглядно-иллюстративный материал, вербальные тексты, обогащающие восприятие музыки).

Соответственно, при создании электронной презентации необходимо следовать ниже приведенным рекомендациям наиболее общего характера:

– каждый слайд должен содержательно связан с музыкально-образовательными задачами; тогда и реализуется ведущие смысл и назначение электронной презентации – передача информации в форме убеждения определенной группе обучающихся с целью достижения эффекта полного усвоения материала;

– количество слайдов продумывается с учетом времени постижения, представленного на отдельном слайде материала и соотнесения его со словесным текстом учителя музыки (особенно это важно, когда слайд содержит музыкальный материал, репродукции картин или художественный словесный текст – стихи, фрагменты прозаических произведений); если слайдов намного больше, чем времени, то материал может быть не усвоен или поверхностно понят;

– последовательность слайдов должна быть логичной, естественно и последовательно подводящей обучающихся к непосредственному слушанию музыкального произведения, создавая мотивацию к его восприятию и познанию, а также учитывая пост-перцептивный этап;

– повторный показ слайдов возможен с целью усиления впечатления о музыке, организации процесса осмысления услышанного;

– слайды целесообразно сгруппировать в содержательном плане с целью реализации принципа эмоциональной драматургии, постепенно погружая обучающихся в художественный мир музыкального произведения;

– названия слайдов должны быть ясными и понятными, удерживающими внимание обучающихся на конкретном изучаемом музыкальном явлении (возможен повтор темы урока на каждом слайде по типу колонтитула);

– последний слайд призван обобщить всю тему, что бы еще раз донести до обучающихся всю суть;

– количество слов на слайде должно быть ограниченным, взгляд должен быть сфокусирован на 1-2 центральных музыкальных понятиях и терминах; с этим связан запрет на перенос слов на слайде, использование нескольких шрифтов на одном слайде;

– вспомогательные элементы на слайде служат более быстрому и полному усвоению содержания текста, следовательно, они должны быть связаны с содержанием, простыми, но красивыми.

Таким образом, использование электронной презентации в музыкальном образовании школьников позволяет разрабатывать новые, современные по содержанию и воплощению дидактические материалы, способствует эффективности процесса изучения предмета музыки, делая более наглядным его содержание (музыка – искусство непредметное) и эмоционально насыщенным, поскольку содержанием музыки является эмоционально-чувственный план. Но при этом, конечно же, необходимо учитывать, что электронная презентация (как собственно, и все мультимедиа-технологии) – это только средство для реализации целей и задач, поставленных педагогом. Поэтому основная роль в музыкальном воспитании дошкольников всегда останется за музыкальным руководителем.

 

Список использованных источников

 

  1. Апатова,Ю. П. Информационные технологии / Ю. П. Апатова. – М. : Политиздат, 1994. – 247 с.
  2. Ветлугина,Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1968. – 334 с.
  3. Лазарев, Д. И. Презентация: Лучше один раз увидеть! / Д. И. Лазарев. – М. : Альпина Паблишер, 2011. – 142 с.
  4. Морев,И. А. Образовательные информационные технологии : учеб. пособие / И. А. Морев. Часть 3. – Владивосток : Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 162 с.
  5. Рощупкина, А. Ю. Электронные образовательные ресурсы в школе / А. Ю. Рощупкина // Электронный журнал «Экстернат.РФ». – Режим доступа : http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/3287-2013-08-08-13-15-51.html
  6. Христочевский,С. А. Информатизация образования / С. А. Христочевский // Информатика и образование. – 1994. – № 1. – С. 13–19.
  7. Швалева, Ж. Б. Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Ж. Б. Швалева // Сайт «Образовательный портал». – Режим доступа : http://ext.spb.ru/2011-03-24-15-59-19/89-preschool/6296-2014-10-30-19-42-22.html.
  8. Янова, Е. А. Использование мультимедиа-технологий в работе музыкального руководителя / Е. А. Янова // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита : Молодой ученый, 2015. – С. 60–62. – Режим доступа : https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7007/

Добавить комментарий