РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

УДК 364.4

Баранова Светлана Владимировна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

moroshka35@mail.ru

 

 

Аннотация: В статье рассматриваются педагогические условия, способствующие формированию готовности детей младшего школьного возраста к  творческой самореализации в дополнительном образовании.

Ключевые слова: педагогические условия, готовность детей младшего школьного возраста к творческой самореализации, дополнительное образование

 

Baranova Svetlana Vladimirovna

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,
moroshka35@mail.ru

IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS FORMING READINESS OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE TO CREATIVE SELF-REALIZATION

IN ADDITIONAL EDUCATION

Resume: The article discusses the pedagogical conditions that contribute to the formation of readiness of children of primary school age for creative self-realization in additional education.

Keywords: pedagogical conditions, readiness of children of primary school age for creative self-realization, additional education

 

Обеспечение прав ребенка на самореализацию, на проявление его интересов в различных видах деятельности, на реализацию творческого потенциала  осознается сегодня педагогической общественностью России как актуальная проблема. В нормативных документах Российской Федерации отмечается необходимость создания условий для активизации творческого потенциала, самореализации каждого обучающегося [1; 2].

Готовность детей младшего школьного возраста к творческой  самореализации представляет собой интегративное качество личности, характеризующееся с учетом возрастных особенностей наличием ценностно-смысловых ориентаций, мотивации к личностному  росту и самосовершенствованию,  знаний о своих возможностях, умений ставить цели деятельности и достигать их на основе нестандартных решений, способности к самооценке и рефлексии,  обеспечивающее успешную реализацию детьми младшего школьного возраста  своего потенциала  посредством собственных усилий в ходе личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Нами были выявлены следующие педагогические условия формирования готовности детей младшего школьного возраста к творческой самореализации в дополнительном образовании: стимулирование мотивации  детей младшего школьного возраста к самореализации своих возможностей в дополнительном образовании; актуализация творческой самореализации  детей младшего школьного возраста на основе авторской программы дополнительного образования «Реализуя себя – помогаю другому!»; включение детей младшего школьного возраста в различные виды деятельности в социально-воспитательной и культурно-творческой средах дополнительного образования;  вовлечение педагогов и родителей в педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста и совместную с ними рефлексию в дополнительном образовании.

Реализуя первое  педагогическое условие (стимулирование мотивации  детей младшего школьного возраста к самореализации своих возможностей в дополнительном образовании, детей вовлекали к участию в конкурсах,  в концертно-просветительской деятельности. Мотивации детей к творческой самореализации своих возможностей стимулировалась переводом ребенка  из кандидатского состава хора в концертный хор, назначением хормейстером партии, а также вручением дипломов победителям конкурсов и фестивалей в торжественный обстановке. Вступление солистов хора во Всероссийское хоровое общество сочеталось с возможностью принять участие в губернаторской, а также Кремлевской новогодних елках. Также в качестве поощрения использовались награждения за высокие личные достижения лучших участников хора  годовой стипендией главы города (10 участников хора), включением в энциклопедию «Одаренные дети России» (2 участника хора) и др. Мотивы активизировали у детей  желание достигнуть успеха в деятельности и общении, творческом самовыражении, укрепляли в них веру в себя, стремление к личностному росту, формировали способность к оцениванию общего результата деятельности и собственной самооценки достижений, давали возможность получить удовлетворение от проделанной работы

Второе педагогическое условие актуализация творческой самореализации  детей младшего школьного возраста на основе авторской программы дополнительного образования «Реализуя себя – помогаю другому!». Программа включала 4 модуля: ««Я познаю себя», «Где я могу реализовать себя?», «Я реализую себя, помогая другим людям», «Мы помогаем окружающему миру». Результатом освоения данного курса являлось наличие у детей положительных ценностно-смысловых ориентаций, потребности в творческом самовыражении, ярко выраженной познавательной активности,  умения ставить цели деятельности и достигать их, на высоком уровне осуществлять самооценку достижений.

Апробация третьего условия – включение детей младшего школьного возраста в различные виды деятельности в социально-воспитательной и культурно-творческой средах дополнительного образования. Реализация данного условия предполагало организацию и реализацию ряда  педагогических событий (включающих в себя, по В. И. Слободчикову, сотрудничество, сотворчество, созидание, совместную деятельность [3]) в рамках учебной, исследовательской, социальной, конкурсной, культурно-просветительской  деятельности. Так, в ходе учебной деятельности были реализованы такие  педагогические «со-бытия», как интерактивный урок-диалог, урок-эвристическая беседа с использованием ИКТ, мастер-класс. В процессе организации исследовательской деятельности были реализованы такие  педагогические «со-бытия» как разработка культурно-познавательных маршрутов в виде проектов: «Жемчужины Золотого кольца – города России»; «Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» и др.

Реализуя четвертое педагогическое условие (вовлечение педагогов и родителей в педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста и совместную с ними рефлексию в дополнительном образовании), в педагогический процесс были активно вовлечены и педагоги, и родители. В нашем исследовании  педагоги и родители последовательно осуществляли целенаправленное педагогическое взаимодействие, создавали детям благоприятные  условия для развития их внутренних сил и творческой самореализации, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Таким образом, реализация рассмотренных педагогических условий способствовала  формированию готовности детей младшего школьного возраста к творческой самореализации в дополнительном образовании.

 

                          Список использованных источников

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – Ст. 2, Ст. 42, Ст. 66.
  2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/
  3. Слободчиков В.И. Психология человека: Введение в психологию субъектности: Учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. – 360 с.

Добавить комментарий