М. Ю. Девина (г. Саранск, Республика Мордовия)
Как учителю музыки сделать увлекательным урок? Как заинтересовать детей на уроке? Что нужно сделать, чтобы дети шли на урок музыки с удовольствием, а не потому что надо? Как помочь детям быть более общительными, активными?
По нашему мнению, учителю музыки помогут интерактивные методы. Для начала дадим определение понятию «интерактив». Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact» («inter» – «взаимный», «act» – «действовать»). Интерактивный означает способность взаимодействовать и находить возможность беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Другими словами, при помощи интерактивных методов дети обмениваются своими мыслями, знаниями, учатся слушать друг друга.
Как известно, в традиционном обучении большая роль отводится учителю. Учитель рассказывает, задает вопросы, спрашивает. При использовании интерактивных методов учитель становится «ведущим», направляет учебный процесс в нужное русло, помогает детям прийти к правильному результату. Благодаря интерактивным методам дети в классе становятся более сплоченными, общительными, дружелюбными. Они слушают и слышат других учеников, дают и принимают советы, работают дружно, в едином темпе. Дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание, память [1].
В настоящее время существует множество различных форм интерактивного обучения такие как: диады, триады, четверки, пятерки и т.д.; работа в малых группах, ролевая игра, аспектные игры типа «большой круг», «аквариум», «дебаты», «дерево решений», «дискуссия», «займи позицию», «мозговой штурм», «вертушка», «снежный ком», «эрудит», «следователь» и др. К формам интерактивного обучения относятся также решение занимательных задач и кроссвордов, викторины, турниры знатоков, круглые столы.
Учитель музыки может сам разрабатывать интерактивные игры как по темам четверти, например, «Музыка вокруг нас», «Интонация», так и нетематические, например, «В чем современность классического музыкального искусства?» и активно использовать их на своих уроках.
Предлагаем несколько интерактивных игр и форм, которые можно проводить на уроках музыки в начальной школе.
«Аквариум» – форма диалога, когда дети предлагают обсудить проблему перед лицом общественности. Малая группа выбирает того, кому она доверяет председательство. Учащиеся высказывают свое мнение. «Аквариум» позволяет увидеть своих одноклассников со стороны: как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают конфликт, как аргументирует свои мысли.
В игре «Эрудит» участниками становятся два ученика: один – в роли ученика, другой – в роли учителя. «Учитель» задает несколько контрольных вопросов, на которые «ученик» дает письменные ответы, допустив одну ошибку. При проверке «учитель» должен ее обнаружить.
Для проверки знания содержания музыкального произведения можно использовать игру «Следователь». «Потерпевший» описывает сюжет украденной оперы, а «следователь» должен определить автора и название. В начале урока детям обычно предлагается игра «Рассказ-небылица», где сообщается биография композитора или звучит отрывок из его произведения с искажением. Чтобы исправить ошибку, дети должны знать тему хорошо.
При изучении темы «В музыкальном театре» можно использовать игру «Снежный ком». Все учащиеся класса делятся на три подгруппы и рассаживаются по принципу круглого стола. Представители каждой группы подходят к столу преподавателя, на котором разложены карточки (лицевой стороной вниз), и поочередно берут по одной карточке с заданием. На карточках могут быть названия: «Руслан и Людмила», «Снегурочка», «Спящая красавица» и др. Представители команд возвращаются на свои места. Каждый пишет на большом листе не менее трех предложений, относящихся к заданию, и передают следующему. Тот внимательно читает, записывает новые предложения. Так лист-конспект обходит всю подгруппу. Главная задача участников игры быстро и кратко изложить свои мысли, не повторив записи предыдущих. Когда лист достигает начального участника, тот вносит в него заключительное предложение. Составляется коллективный конспект. После завершения работы команда сообщает о своей готовности, и ее представитель освещает свою тему, используя составленный опорный конспект.
На уроке музыки можно использовать организационно-деятельностную игру «Диалог».
Тема: Нужна ли нам народная музыка?
Цель: рассмотреть проблему современного понимания народной музыки, ее значимости в жизни людей.
План подготовки |
План проведения |
1. Определение игровых целей основных ролей.
2. Разработка содержания игры — её предметной сферы. 3. Продумывание методического обеспечения. 4. Разработка сценария игры. 5. Подготовка карточек для работы в малых группах: роли — 1-й судья, 2-й судья, 3-й судья, защитник, оппонент. 6. Определение правил игры. 7. Разработка системы оценивания. Музыкальный материал: Мордовский народный танец «Кштема»; Кавказский народный танец «Лезгинка»; Украинская народная песня «Веснянка» |
1. Вступительное слово ведущего о целях игры, актуальности обсуждаемых проблем, основных правилах и ходе игры.
2. Работа в малых группах — «Тихий диалог» — по 5 человек с распределением ролей — «защитник», «оппонент» и 3 «судьи» — по следующим вопросам: 1) Можно ли отличить народную музыку от классической? 2) Чем отличается народная музыка от классической, эстрадной? 3) Как влияет народная музыка на самочувствие людей? 4) Актуальна ли она в наше время? 3. «Судьи» оценивают выступления «защитника» и «оппонента» в специальных карточках, которые сдают ведущему. 4. Ведущий подводит итоги работы в малых группах и по оценкам в карточках назначает «главных защитника и оппонента». 5. Публичное выступление — диалог «главных защитника и оппонента». 6. Коллективное обсуждение их аргументов — полилог. 7. Подведение итогов игры ведущим и оценивание его участников. |
Все вышизложенное позволяет заключить, что применение в практике преподавания музыки интерактивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Главное, использование на уроках музыки интерактивных методов обучения помогает выполнить заказ общества: воспитать эмоциональное зрелую личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.
Список использованных источников:
- Трубанова, О. М. Активные и интерактивные формы обучения по предмету «Окружающий мир» / О. М. Трубанова // Начальная школа. – 2008. – № 7.