ОСВОЕНИЕ МНОГОГОЛОСИЯ В МЛАДШЕМ ХОРЕ НА ПРИМЕРЕ МОРДОВСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Рузаева Н. Н. (г. Саранск, Республика Мордовия)

 

В условиях возрождения этнического самосознания культур малых по численности народов углубленное изучение своей культуры и ее взаимосвязей с родственными культурами приобретает большое, особое значение. Понимание места и роли мордовской музыки в общем культурно-историческом процессе будет способствовать укреплению патриотического сознания молодых музыкантов. Поможет по достоинству оценить свою музыкальную культуру. Народная песня является лучшим материалом для начальной работы. Народная песня – это богатейший материал не только для исполнения, но и для слушания музыки. Сопровождаемая беседой, рассказом, песня предстает перед детьми как целостная художественная система, как традиция народа, в которой можно прочитать его историю, нравы, обычаи, национальный характер.

Многоголосие – характерная черта мордовского музыкального искусства бесписьменной традиции, во многом определившая его самобытность, этнический звукоидеал, специфические черты выразительных средств. Поразительное по красоте, развитости и стройности искусство многоголосного хорового пения – уникальное не только среди финно-угров. Особенность мордовской песни специфична: «ее фактура не терпит пустоты: плотное звучание песни словно выстраивает все «песенное тело», движущееся упруго, мощно, густо. Благодаря обилию кварто-квинтовых и секундово-терцовых созвучий, благодаря периодическим унисонам и больше секундовым сдвигам в этих песнях много воздуха и света.

Это не просто многоголосие и не просто очень развитое многоголосие – многоголосие как музыкальный склад, как фактура, как форма сочетания разных голосов это полифония. Под этим термином Земцовский подразумевал не одну фактуру. Но и мышление культуру полифонического мышления. Мордовский народ несет в своем искусстве, в своей музыке устной традиции – эту высочайшую культуру». Очевидно, что обряды национальной своеобразной бурдонной полифонии мокши и эрзи должны занимать центральное место в решении задач этномузыкального образования школьников. Методика его освоения изложена в работах Т. И.Одиноковой и опробирована в общеобразовательном процессе школы-комплексе № 39, а также в ряде сельских школ Мордовии.

Рекомендуемые способы и приемы освоения 2- 3-х- голосной полифонии выходят за рамки традиционных, поскольку опираются на свойства и признаки фольклора, такие, как изустность, вариационность, импровизационность. Практика показывает, что при разучивании и исполнении мордовской песни, наиболее результативными являются методы творчества: сочинения, импровизации, варьирования, позволяющие естественно и органично ввести учащихся в фольклор, приобщить к ансамблево-хоровой традиции. В плане подготовительной работы к усвоению двухголосных созвучий даются следующие упражнения и творческие задания:

1) на фоне исполняемого хором выдержанного звука (с определенным ритмическим текстом) бурдона, педагог играет на фортепиано импровизированную узкообъемную попевку.

2) учитель «держит» бурдон голосом или на фортепиано, тогда как отдельные учащиеся интонируют, варьируют, импровизируют основной напев.

3) мелодические и ритмические импровизации соло и в диалоге с педагогом. Домашнее задание: сочинение напевов к фольклорным текстам.

В процессе освоения навыков двухголосного пения в ангемитонике: ми-соль-ля-си и ми-соль-ля-си-ре, учитель напоминает, что в народных напевах голосовые партии структурно и мелодически обособлены, четко различаются по функциям и высотному местоположению, имеют народные названия. Например: М. Э. «Мора вайгял», «Моро вайгель» – голос песни. «Шуваня вайгяль»; «Човане вайгель» – верхний тонкий голос. «Алу вайгяль, Эчке вайгель» – низкий голос. К разучиванию двухголосных произведений в ангемитонике типа: ми-соль-ля-си (м.3, б.2, б.2) приступают сразу методом сочинения сначала нижнего, затем верхнего голоса. Музыкальный материал – песни-сказы о Тюште, родоплеменном вожде мордвы, верховном правителе; веснянки, коляды, заклички. Предварительно рекомендуется прослушать эти произведения в фонозаписи или в «живом» исполнении, проинтонировать нижнюю или верхнюю голосовую партию, определить их метроритм, записать по памяти в тетрадях.

Далее – исполнение основного напева в разных исполнительских составах с импровизируемым подголоском: сначала нижним, затем верхним.

Не вызывает особых затруднений и воспроизведение методами творчества бурдонно-полифоничевкого трехголосия (учащимся напоминается о том, что бурдон – это многократно повторяемый или выдержанный звук, иногда интонация, попевка). Что представляет этот стиль по сравнению с двухголосными напевами бурдонного склада? Его отличительные особенности – еще один бурдон, тянущийся или повторяющийся. «Голос песни» – обычно звучит в средней голосовой партии. Тогда как два бурдона (верхний и нижний) образуют квинтовую рамку.

Процесс выработки навыков 3-х голосного пения в стиле национально-самобытной бурдонной полифонии импровизационным (творческим) способом опирается на те же методические принципы, что и в 2-х голоси:

свободная ориентация в интонационно-попевочной мелодике;

освоение слогоритма;

владение приемами ритмического и мелодического варьирования.

В процессе вокально-хоровой работы основной голос («моро вайгель») разучивается без изменений и исполняется всеми хористами. Верхний и нижний подголосок поручается наиболее способным при интонационной поддержке учителя). Распевание в 2-3-хголосии заданного фольклорного текста, импровизационным путем – посильная задача для большинства учеников.

В заключении следует отметить, что главное здесь – не столько художественный результат, сколько приобретаемый опыт творчества, процесс постижения многоголосных форм, как бы «изнутри», путем творческих исканий и достижений, воспитание носителей и продолжателей национального музыкального искусства.

Добавить комментарий