ББК 85.31p
УДК 78-053.4(045)
Д138
Давыдова Е.Н., Кобозева И.С.
ФГБОУВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия
marishka.davydova.06@mail.ru, kobozeva_i@mail.ru
Ключевые слова: музыкальная педагогика, музыкальная психология, дошкольное образование, коррекционная педагогика.
Аннотация: В данной статье рассмотрены основные направления работы с музыкой при воспитании старших дошкольников. Освещены особенности психофизиологического развития детей в контексте музыкальных занятий, некоторые аспекты коррекционной работы в сфере арт-терапии.
MUSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN AS AN ISSUE OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGIC
Davydova E.N., Kobozeva I.S.
Mordovian State Pedagogical Institute, Sapansk, Russia
marishka.davydova.06@mail.ru, kobozeva_i@mail.ru
Keywords: musical pedagogic, musical psychology, preschool education, corrective pedagogic.
Abstract: The article deals with the main directions of the musical education of preschool children. It examines some features of the children’s psychophysiological development and the importance of music lessons for it as well as some aspects of the corrective methods in the art-therapy.
Музыкальное образование сегодня является предметом, на котором пересекаются интересы многих наук. Эта область давно вышла за пределы педагогических исследований, но стала уже достоянием медицины и психологии. В научной литературе наряду с методическими вопросами широко обсуждаются музыкальные занятия в контексте развивающих программ дошкольников и в контексте коррекционной педагогики.
Многочисленные научные исследования давно подтвердили, что занятия музыкой способны оказать существенное влияние на физическое, интеллектуальное и психическое развитие ребенка. В данной статье мы постараемся представить некоторые аспекты использования музыкальной деятельности в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Прежде всего нужно обозначить особенности рассматриваемого возраста, потому что именно они определяют задачи и стратегии по их решению в работе педагога. К началу дошкольного возраста происходит отделение ребёнка от взрослого, что может выражаться в явлении негативизма (термин Л.С. Выготского, [2, с. 368]) по отношению к взрослым. Старший дошкольный возраст — это приблизительно 5-7 лет. В этом возрасте, согласно концепции Д.Б. Эльконина [5, с. 105-106], главной деятельностью ребенка становится ролевая игра. Дети моделируют взаимоотношения, поведения, примеряют на себя разные социальные роли, основываясь на поведении взрослых. Также исследователи отмечают, что в период дошкольного возраста ребенок не может еще самостоятельно участвовать в жизни социума, посредником все еще остается взрослый, но игра, как имитация деятельности, является формой активного включения в социальную жизнь [4, c. 2].
Именно в этом возрасте у ребёнка начинаются формироваться нравственные установки, на пике находятся развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы, крепко сформированы навыки владения телом. В этом аспекте, конечно, большое значение имеют музыкальные занятия.
Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении ставит перед собой многие специальные задачи, которые в итоге призваны сформировать множество важнейших навыков для дальнейшего развития ребенка. К таким задачам относятся:
- Прививание интереса к музыке, воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку.
- Воспитания навыков элементарного музицирования (пение, игра на музыкальных инструментах).
- Воспитание базовых навыков музыкального слуха: звуковысотного, динамического, гармонического.
- Закладывание основы для формирования музыкального вкуса, прививание избирательного отношения к звучащему материалу.
Безусловно, на уровне сверхзадач речь не идет о воспитании музыканта. Речь идет о комплексном развитии. Игра на музыкальных инструментах даже в своем элементарном виде оказывает существенно влияние на развитие координации движений, мелкую моторику (что в свою очередь является одним из мощнейших средств активизации мозговой деятельности), внимания и умения концентрироваться. В связи с этим всегда упоминается популярнейшая система К. Орфа “Шульверк”, направленная как раз на комплексное развитие психофизиологии ребенка через занятия элементарным музицированием. Пение, как отмечают исследователи, способствует развитию речевого аппарата и улучшает восприятие информации на слух. Этот аспект воспитания особенно важен для старших дошкольников, которым в недалеком будущем предстоит окунуться в школьное образование и много слушать учителя, общаться с новыми друзьями. Для навыков социального взаимодействия музыкальные занятия также имеют большое значение, поскольку помогают чувствовать и “читать” не только свои эмоции. Как говорят психологи [2, с. 271], зачастую причиной сложностей в построении отношений становится неумение понять чувства собеседника. Музыкальное искусство дает ребенку возможность понять способы интонирования тех или иных эмоций, что в последствии окажется спроектированным на восприятие речи.
Все это характеризует музыку как действенный инструмент развития ребенка, поэтому она не могла пройти мимо области коррекционной педагогики, о которой нужно сказать специально. Коррекционная педагогика подразумевает работу с детьми, имеющими какие-либо отклонения в развитии. К ним могут относиться нарушения слуха, речевой деятельности, двигательной деятельности, а также с расстройствами поведения и восприятия. Особое место в коррекционных мероприятиях сегодня занимает арт-терапия, одним из частных разделов которой является музыкотерапия. В самой музыкотерапии тоже много подразделов, которые специализируются на коррекции различных нарушений, но их объединяет то, что музыка — это прежде всего язык невербального общения, доступный каждому человеку. Интонирование у человечества появилось раньше осмысленной речи, поэтому исследователи рассматривают иногда музыку как некий праязык, способный решить многие проблемы экспрессии и вербальной коммуникации [3, с. 76]. Поэтому музыкотерапия широко применяется в работе с детьми, страдающими аутизмом, повышенной агрессией или синдромом дефицита внимания. Правильно подобранные виды музыкальной деятельности способствуют тому, чтобы ребенок пережил какие-то перекрытые или подавленные эмоции, смог открыться и тем самым выровнять свое эмоционально-экспрессивное развитие. В частности существует вокалотерапия, основная цель которой — коррекция задержек речевого развития. Сходную цель имеет логоритмика, но отличаются эти сферы коррекционной музыкальной педагогики тем, что вокалотерапия в основном решает проблемы речевого интонирования, в то время как логоритмика больше работает с артикуляционными нарушениями.
При работе с детьми на музыкальных занятиях педагогу всегда нужно помнить о синкретичной природе дошколят. Детям свойственно выражение эмоций разными способами, поэтому применение смежных видов искусств чрезвычайно важно для развития воображения, эмоционального интеллекта и закладывания основ адекватного чувственного восприятия искусства и мира. Хорошими примерами таких синкретичных упражнений на музыкальных занятиях или в курсе музыкальной терапии могут быть танец под музыку, а также рисование услышанных композиций. В дальнейшем здесь могут подключиться сочинение простых мелодий на текст (это активизирует поиск настроения в слове) и самостоятельные ритмические или мелодические импровизации.
Такое многообразие возможностей и задач музыкального воспитания дошкольников ставит перед педагогом вопросы методики. Сегодня уже сформирована определенная база соответствующей литературы, которая может стать подспорьем не только молодому преподавателю или психологу, но и опытным педагогам. Чтобы не нанести вреда воспитанникам и не вызвать неприятных ассоциаций с музыкальной деятельностью необходимо помнить о том, что объем внимания достаточно короток, так что продолжительность занятий не должна превышать в старшем дошкольном возрасте 25-30 минут. За это время можно провести три или четыре различных вида деятельности, например, пение, танец, слушание и инструментальное музицирование. Особенно важным моментом любых музыкальных занятий, в том числе терапевтической направленности, является выбор музыкального материала. Он должен соответствовать возрасту, согласовываться с временем суток (например, утром следует выбирать светлые, подвижные композиции для зарядки или занятий ритмикой). Если речь идёт о специфических особенностях подбора музыки для терапии, то тут важен индивидуальный подход, чтобы учитывать проблемы каждого ребенка, иметь возможность формировать небольшие группы на основе сходных задач для каждого воспитанника. В условиях обыкновенного дошкольного учреждения все же музыкальное воспитание более массовое и стандартизированное. Кроме того, следует обязательно проводить просветительскую работу с родителями, рассказывая им о важности музыкального материала, который окружает их ребенка дома.
Таким образом современное музыкальное воспитание старших дошкольников является проблемой многих областей человеческого знания, среди которых особенно близко соприкасаются педагогика и психология. Большое количество исследований отечественных и зарубежных психологов позволили глубоко раскрыть значение музыки для психофизиологического развития детей, поэтому арт-воспитание в будущем не потеряют своей популярности.
Список использованных источников
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4 : Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина.— М.: Педагогика, 1984. — 433 с.
- Гребенщикова Т.В. Музыкальная деятельность как средство эмоционально-экспрессивного развития дошкольников // Сибирский педагогический журнал. 2010. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-emotsionalno-ekspressivnogo-razvitiya-doshkolnikov (дата обращения: 26.05.2020).
- Киселева М. В. Арттерапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2006 — 160 с.
- Ковынева О.Г., Введенский В.Н. Психологические особенности детей дошкольного возраста // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 11(41). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5249 (дата обращения 25.05.2020)
- Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред.-сост. Б.Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.