Технология использования интерактивных методов в музыкальном образовании младших школьников

Зайкина Мария Александровна

студентка группы ПДМ-117

Руководитель: Шишкина С. В., к. п. н., доцент

В наше время интерактивные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. В педагогической практике по-прежнему преобладают технологии информационного характера, в то время как объективные потребности общества делают актуальной проблему широкого внедрения развивающих и личностно-ориентированных технологий.

В настоящее время перед педагогами встает глобальная задача: обеспечить индивидуальный  путь  развития  ребенка  через  использование  всех  видов деятельности,   предусмотренных   ФГОС: учебно-образовательных,

индивидуальных,   конструктивно-исследовательских,   организационно-проектных.  Педагогам приходиться искать новые педагогические технологии  в организации образовательного процесса, для формирования личности, обладающей коммуникативной компетентностью. Ребёнок  должен  уметь  самостоятельно проявлять инициативу  и самостоятельность  в  разных  видах  деятельности – игре,  общении, познавательно-исследовательской  деятельности,  конструировании  и  др.; способен  выбирать  себе  род  занятий,  участников  по  совместной деятельности.

Цель интерактивных технологий в новой и занимательной для младших школьников форме является решение задач речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление. Также созданием единого информационного пространства образовательной организации, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники воспитательно-образовательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Слово  «интерактив»  образовано от слова «interact» (англ.), где  «inter» — взаимный,«act» – действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение.  Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях  «учитель – ученик»  или «учитель – группа учащихся (аудитория)».  При интерактивном обучении диалог строится также на линиях «ученик – ученик» (работа в парах), «ученик – группа учащихся» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учащихся – аудитория»  (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» и т.д.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Интерактивное обучение – это обучение в режиме усиленного взаимодействия и общения субъектов процесса обучения. Его отличительной особенностью является организация совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Таким образом, интерактивное обучение нацелено не только на передачу информации, но и на формирование и развитие личности, ее самореализацию в процессе учебной деятельности.

 

Обучение технологии создания интерактивных дидактических игр для детей дошкольного и младшего школьного возрастов – процесс сложный и планомерный. Педагогам, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней – использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера. Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение интерактивных технологий в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение интерактивных технологий в дошкольное образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные интерактивные технологии, повышая качество обучения, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и к происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное внедрение интерактивных технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования.

С использованием интерактивных технологий простое слушание для учителя музыки открывается новые возможности по использованию наглядно — дидактического и демонстрационного материала на уроке:
• Видеоряд: фрагменты из опер, балетов. мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки.
• Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические рисунки, репродукции произведений изобразительного искусства.
• Создание проблемной ситуации на уроке, организация проектной деятельности.
Применение интерактивных технологий на уроках музыки способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления, эмоциональной отзывчивости учащихся, умению самостоятельного поиска информации.

Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе призвано:  способствовать всестороннему развитию детей: умственному,  творческому, исследовательскому;  развитию навыков работы в интерактивных средах, умения творчески моделировать объекты, изменять их свойства для решения задач;  раскрыть мыслительные навыки детей, используя интерактивную доску.

Можно выделились следующие педагогические условия применения интерактивных форм обучения на уроках музыки:

1) создание личностно-деятельностной ситуации в процессе решения учебных задач;

2)   создание ситуации успеха;

3) ориентация на групповую работу учащихся и использование приемов, способствующих организации взаимодействия в группе;

4) усиление самостоятельности учебной деятельности;

5) рефлексивное подведение итогов.

Условия применения интерактивных форм обучения на уроках музыки будет способствовать личностному развитию учащихся и их дальнейшей самореализации.

В заключение можно сказать, что применение в практике преподавания музыки интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Применение интерактивных форм обучения, помогает добиться повышения результатов самореализации детей на уроках музыки. Критериями эффективности является положительная динамика по всем компонентам самореализации школьников после организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм обучения на уроках музыки.

Учащиеся в процессе учебной деятельности с использованием интерактивных форм обучения повышают мотивацию к самореализации, успешно усваивают знания, приобретают необходимые интерактивные навыки, учатся рефлексивно осмысливать свою деятельность и самореализовываться в ней.

Добавить комментарий