ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

ШИЛИНА АНАСТАСИЯ ВИТАЛЬЕВНА

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и методические основы воспитания вокально-хоровых навыков у младших школьников.

Ключевые слова: певческая установка, звукообразование, вокально-хоровой навык, голос, тембр, дыхание, артикуляция.

SHILINA ANASTASIA VITALIEVNA

undergraduate, faculty of pedagogical and art education Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

THE PROBLEM OF THE DEVELOPMENT OF VOCAL AND CHORAL SKILLS IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

Annotation: The article deals with the theoretical and methodological foundations of the education of vocal and choral skills in younger students.

Key words: singing set, sound production, vocal and choral skill, voice, timbre, breathing, articulation.

В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. Необходимым условием их формирования является певческая установка. Под термином «певческая установка» понимается комплекс обязательных требований – стоять или сидеть подтянуто, ненапряженно, развернув плечи и держа голову прямо.

Так как указанные требования способствуют правильному звукообразованию, формирование певческой установки – очень важный и во многом определяющий момент хорового исполнительства.

Певческая установка непосредственно связана с навыком певческого дыхания.

Тремя составляющими дыхания является: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох.

Хоровое пение в школе может быть представлено такими видами деятельности: настройка на певческий процесс распевание и разучивание песен. При распевании и разучивании песен педагог на уроке музыки формируют у детей вокально-хоровые навыки.

Подготовка и исполнение вокально-хорового музыкального материала характеризуется сложностью и многоэтапностью. При знакомстве с произведением необходимо обращать внимание на первое эмоциональное впечатление, анализ музыкального языка, нацеленные на осознание представление об особенностях его исполнения, накопление и развитие вокально-хоровых навыков, усовершенствование техники исполнения путем многократных повторений. Цель заключительного этапа – концертное исполнение, включающее в себя эмоциональное исполнение поэтического образа для слушателя.

Вокально-хоровая деятельность подразумевает научно обоснованные приемы и правила, которые характеризуют процесс пения. Овладение хоровой техникой дает исполнителю более полное понимание художественного образа произведения.

Вокально-хоровые навыки в процессе хорового пения важны не только потому, что способствуют технически правильному исполнению произведения, но и потому, что они имеют также воспитательное значение. Г. А. Струве в своих исследованиях подчеркивает важность вокально-хоровых навыков в процессе работы над поэтическим образом. Он считает, что без их последовательного развития и освоения полного воспитательного значения хоровое пение не принесет.  Поэтому вокально-хоровые навыки входят в процесс обучения музыки в общеобразовательной школе.

Наконец, что такое навык? Навык – это действие, которое сформировалось путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательного регулирования и контроля.

К вокально-хоровым навыкам можно отнести певческую установку, певческое дыхание, звукообразование (атака звука), артикуляция и звуковедение.

Звукообразование – это целостный процесс, в котором происходит взаимодействие артикуляционных и дыхательных органов совместно с работой гортани. Именно в гортани рождается певческий голос, который имеет свою определенную высоту, тембр, силу.

Самым важным требованием к звукообразованию у обучающихся является формирование протяжного и напевного звучания голоса. С первых занятий нужно уделять внимание естественному, светлому, свободному, легкому звучанию.

В звукообразовании помимо органов артикуляции и дыхания принимает участие внутренний слух. Именно он позволяет целенаправленно управлять регистровым звучанием и интонировать.

Звукообразование включает в себя атаку звука. Атака звука – это то, как работают голосовые складки при взятии звука. Различают несколько видов атак:

  1. Твердая. Голосовые складки плотно смыкаются до начала звука. Поток воздуха активно проходит между голосовыми складками. При такой атаке звук будет ярким и энергичным, однако она может привести к повреждению голосовых связок, за счет резкого выхода струи воздуха.
  2. Мягкая. При ней голосовые складки смыкаются одновременно с проходящей струной воздуха. При ней сохраняется чистота интонации, мягкий, объемный и тембрально окрашенный звук. Мягкая атака позволяет добиться однородного звучания на всём диапазоне.
  3. Придыхательная. Голосовые складки сжимаются после струи воздуха, образуя выпуск воздуха перед звучанием. Звук не сразу достигает высоты, чистота интонации остается под вопросом. [20]

Профессиональный певец владеет всеми тремя видами атаки и использует их в зависимости от композиции. Для начинающих исполнителей рекомендуется использовать мягкую атаку, потому что она позволяет добиться максимально объемного, правильного звучания без риска снятия с опоры и «поддёргивания» дыхания.

Следующий вокально-хоровой навык – это певческое дыхание. Дыхание является энергетическим источником голоса. Оно сильно отличается от обычного физиологического дыхания. Вдох становится короче, а выдох значительно увеличивается. Процесс дыхания становится подконтрольным и регулируемым, автоматизация сводится к минимуму. Дыхательные мышцы работают интенсивнее.

Артикуляция – связана с работой органов речи: языка, губ, голосовых связок и мягкого нёба. Она тесно связана и с певческим дыхание и со звукообразованием. Автор статьи «Формирование вокальных навыков у детей младшего школьного возраста» Е. Соколова подчеркивает то, что исполнитель должен обладать хорошей артикуляцией, если хочет донести свою мысль до зрителя. Детский артикуляционный аппарат не совершенен: многие звуки и слова «проглатываются», поэтому необходимо совершенствовать этот навык на каждом занятии. Педагог должен активизировать речевой аппарат детей. Он должен обращать внимание на правильное положение губ, отсутствие зажатости, избавление от напряжения нижней челюсти, а также свободное расположение языка во рту.

Вокальная артикуляция активно. Если при речевой артикуляции интенсивно работают губы, нижняя челюсть (внешние органы дыхания), то при певческой артикуляции работают внутренние органы (мягкое нёбо, язык, глотка).

Таким образом, обучение вокально-хоровым навыкам (певческая установка, артикуляция, певческое дыхание, звукообразование и звуковедение) необходимо не только для правильности исполнения и сохранения голосового аппарата, но и для воспитательного воздействие. Оно реализуется за счет связи вокальной техники с художественным образом произведения.

 

Список использованных источников

  1. Абдуллин, Э. Б. Актуальные проблемы общего музыкального образования / Э. Б. Абдуллин. – Москва : Искусство в школе, 2012. – № 2. – 8-14 с. – Текст : непосредственный.
  2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. – Москва : ВЛАДОС, 2000. – 336 с. – Текст : непосредственный.
  3. Белобородова, В. К. Развитие музыкального слуха учащихся / В. К. Белобородова. – Москва: 1956. – 136 с. – Текст : непосредственный.
  4. Битус, А. Ф., Певческая азбука ребенка / А. Ф. Битус, С. В. Битус. – Минск : Музыка, 2007. – 96 с. – Текст : непосредственный.
  5. Венгрус, Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение / Л. А. Венгрус. – Санкт-Петербург : 2000. – 276 с. – Текст : непосредственный.
  6. Вербов, А. М. Техника постановки голоса. 2-е изд., испр. /  А.  М.  Вербов. – Москва : Лань, Планета музыки, 2016.– 64с. – Текст : непосредственный.
  7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.  С. Выготский. – Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2007. – 93 с. – Текст : непосредственный.
  8. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. – Москва : Музыка, 2003. –362 с. – Текст : непосредственный.
  9. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева. – Москва : Просвещение, 2010. – 160 с. – Текст : непосредственный.
  10. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 273 с. – Текст : непосредственный.
  11. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкальной культуры : учебно-методическое пособие для образовательных учреждений / под ред. Т. В. Похитайло. – Омск, 2011. – 91 с. – Текст : непосредственный.
  12. Емельянов, В. В. Фонопедический   метод   формирования   певческого голосообразования. Методические  рекомендации  для  учителей  музыки / В. В. Емельянов.  – Новосибирск : Наука, Сиб. отделение, 1991. – 69  с. – Текст : непосредственный.
  13. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж / В.  В.  Емельянов. – Санкт-Петербург : Лань, 2007 . – 192 с. – Текст : непосредственный.
  14. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учебник для студентов высших учебных заведений / А.  Н. Зимина. – Москва : ВЛАДОС, 2002. – 304 с. – Текст : непосредственный.
  15. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке / Д.  Б.  Кабалевский. – Москва : Спарк 1999. – 214 с. – Текст : непосредственный.
  16. Малинина, Е. М. Вокальное воспитание детей / Е. М. Малинина – Л.: Музыка, 1967. – 88 с. – Текст : непосредственный.
  17. Общая психология / под ред. Петровского А. В. – 3-е изд. – Москва : Просвещение, 1986. – 479 с. – Текст : непосредственный.
  18. Осеннева, М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников : учебное пособие для студентов начальных факультетов педвузов  / М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова. – Москва : Академия, 2001. – 368 с. – Текст : непосредственный.
  19. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев ; под ред. В. А. Сластенина. – Москва : ВЛАДОС, 2010. – 647 с. – Текст : непосредственный.
  20. Плужников, К. И. Механика пения / К. И. Плужников. – СПб.: «Композитор», 2008. – 84 с. – Текст : непосредственный.
  21. Прянишников, И. П. Советы обучающихся пению / И. П. Прянишников – Москва : Лань, Планета музыки, 2013. – 144 с. – Текст : непосредственный.
  22. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.  П.  РаРРадынова – 3-е изд. – Москва : Академия, 2000. – 240 с. – Текст : непосредственный.
  23. Радынова, О. П. Любовь к музыке воспитывается с детства / О.  П.  Радынова // Искусство в школе. – 2013. – № 1. – С. 6-11. – Текст : непосредственный.
  24. Самарин, В. А. Хороведение: учебное пособие для студентов музыкальных отделений / В. А. Самарин. – 2-е изд., стереотип. – Москва: «Академия», 2002. – 352 с. – Текст : непосредственный.
  25. Соколова, Е. Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста / Е. Соколова // Искусство в школе, – 2014. – № 2 – с. 19-23. – Текст : непосредственный.
  26. Стулова, Г. П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором / Г. П. Стулова – Москва : Планета музыки, 2014. – 124 с. – Текст : непосредственный.
  27. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Санкт-Петербург : 2007. – 219 с. – Текст : непосредственный.
  28. Торопова, А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования / А. В. Торопова. – Москва : 2012. – 240 с. – Текст : непосредственный.
  29. Федонюк, В. В. Детский голос. Задачи и методы работы с ним / В. В. Федонюк. – Санкт-Петербург: Союз художников, 2007. – 61 с. – Текст : непосредственный.
  30. Черноиваненко, Н. Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности / Н. Черноиваненко. – Москва : Просвещение, 2014. – 275 с. – Текст : непосредственный.
  31. Чесноков, П. Г. Хор и управление им / П. Г. Чесноков. – Москва : 1961. – 227 с. – Текст : непосредственный.
  32. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2007. – 384 с. – Текст : непосредственный.
  33. Яранцева, Я. Г. Воспитание вокалиста: учебно-методическое пособие / Я. Г. Яранцева. – Вологда : 2006. – 89 с. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий