РАЗВИТИЕ ГАРМОНИЧЕСКОГО СЛУХА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В ДМШ

УДК 78: 373.3 (045)

ББК 86.907.1

Ч – 63

 

Чинкова Надежда Сергеевна

студент 4 курса баклавриата,

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный

педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

tchinkowa2016@yandex.ru

 Аннотация: В статье рассматриваются формы и методы развития музыкального слуха, а именно одна из вида – гармонического слуха у младших школьников на уроках сольфеджио. Подчеркивается, что музыкальный слух представляет собой способность человека эмоционально воспринимать музыку как целостное художественное явление и одновременно различать её составные элементы: звуковысотность, ритм, тембровые и динамические оттенки звуков. Проанализированы музыкально-воспитательные системы зарубежных педагогов-музыкантов, направленные на развитие музыкального слуха школьников.

Ключевые слова: гармонический слух, сольфеджио, младшие школьники, развитие, слуховые представления.

 THE DEVELOPMENT OF HARMONIC HEARING IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN SOLFEGGIO LESSONS AT THE DMSH

Chinkova Nadezhda Sergeevna

4th year undergraduate student,

FGBOU VO «Mordovia State

Evseviev Pedagogical University», Saransk, Russia, tchinkowa2016@yandex.ru

 

Abstract: The article discusses the forms and methods of developing musical hearing, namely one of the types – harmonic hearing in younger schoolchildren in solfeggio lessons. It is emphasized that musical hearing is a person’s ability to emotionally perceive music as an integral artistic phenomenon and at the same time distinguish its constituent elements: pitch, rhythm, timbre and dynamic shades of sounds. The musical and educational systems of foreign teachers-musicians aimed at the development of musical hearing of schoolchildren are analyzed.

Keywords: harmonic hearing, solfeggio, junior schoolchildren, development, auditory representations.

 

Многие исследователи и педагоги занимаются проблемой развития музыкального слуха. Он является ключевым элементом в музыкальной деятельности и его развитие считается необходимым для успешной работы в данной области. Некоторые ученые особо рассматривают взаимодействие музыкального и речевого слуха. Кроме того, научные исследования показывают, что развитие музыкального слуха может положительно повлиять на речевое развитие и способности к обучению в целом. Музыка может помочь детям улучшить свою память, внимание и концентрацию, что очень важно для успешного учебного процесса.

Проблема рассматривается в различных аспектах: развитие гармонического слуха в процессе певческих упражнений (С. Е. Максимов, К. К. Пирогов); в процессе восприятия музыки (Ю. Б. Алиев, А. Н. Мясоедов); через комплекс всех видов деятельности (Е. В. Давыдов, Т. А. Калужская, А. Л. Островский).

Гармонический слух играет большую роль в музыке, особенно при восприятии многоголосия. Развитие гармонического слуха часто рассматривается в контексте профессионального музыкального образования и обучения учащихся детских музыкальных школ и школ искусств. Различные подходы и методы используются для развития гармонического слуха, включая певческие упражнения, восприятие музыки и различные виды деятельности. Этот вопрос также вызывает интерес у молодых родителей, которые хотят помочь своим детям развивать музыкальный слух. Они могут использовать специальные техники и упражнения, чтобы научить ребенка слушать и понимать музыку. Важно помнить, что развитие музыкального слуха – это длительный процесс, который требует терпения и постоянного отслеживания результатов.

Гармонический  слух  —  сложное  явление.  Академик  Теплов  в

своей  книге  «Психология  музыкальных  способностей»  говорит  о

том,  что  основой  гармонического  слуха  является  «восприятие

множество  звуков,  как  единого  целого».  Но  процесс  слияния

гармонического  звучания  содержит  в  себе  несколько  различных

сторон, которые нужно воспитывать. Первый аспект – это слияние

фонической  краски  аккорда,  связанное  с  акустическими

особенностями  созвучий.  Так,  например,  понятие  диссонанса

возникает только при многоголосном звучании.

Если  спеть  отдельно  первый  и  второй  звук,  то  впечатление

диссонанса  не  возникает,  так  как  не  образуется  биения,  которое

характеризует понятие диссонанса.

Если сравнить  трезвучие  и  септаккорд, то характерной их краской

будет наличие диссонирующего интервала или отсутствие его. Так,

в трезвучии встречаются квинты, октавы, терции, кварты, (которые

в данном случае звучат вполне устойчиво), а в септаккорде крайние

звуки образуют септиму, т.е. диссонирующий интервал.

Гармонический  слух  —  сложное  явление.  Академик  Теплов  в

своей  книге  «Психология  музыкальных  способностей»  говорит  о

том,  что  основой  гармонического  слуха  является  «восприятие

множество  звуков,  как  единого  целого».  Но  процесс  слияния

гармонического  звучания  содержит  в  себе  несколько  различных

сторон, которые нужно воспитывать. Первый аспект – это слияние

фонической  краски  аккорда,  связанное  с  акустическими

особенностями  созвучий.  Так,  например,  понятие  диссонанса

возникает только при многоголосном звучании.

Если  спеть  отдельно  первый  и  второй  звук,  то  впечатление

диссонанса  не  возникает,  так  как  не  образуется  биения,  которое

характеризует понятие диссонанса.

Если сравнить  трезвучие  и  септаккорд, то характерной их краской

будет наличие диссонирующего интервала или отсутствие его. Так,

в трезвучии встречаются квинты, октавы, терции, кварты, (которые

в данном случае звучат вполне устойчиво), а в септаккорде крайние

звуки образуют септиму, т.е. диссонирующий интервал.

Академик Б. М. Теплов утверждает, что гармонический слух — это сложный процесс, основанный на восприятии множества звуков как единого целого. Его формирование включает несколько аспектов. Первый из них связан с слиянием фонической краски аккорда, которое зависит от акустических свойств созвучий. Например, понятие диссонанса возникает только в многоголосном звучании, когда образуется биение. Если спеть отдельно первый и второй звук, то диссонанса не будет. Трезвучие и септаккорд имеют разные фонические краски: в трезвучии звучат устойчивые квинты, октавы, терции, кварты, а в септаккорде крайние звуки образуют диссонирующую септиму [3].

С точки зрения Д.Н. Кирнарской, гармонический слух можно соотнести к подвиду аналитического слуха, так как именно он позволяет произвести анализ звучания тех или иных оборотов, он одновременно просвечивает вертикаль и соединяет полученный созвучия в новую горизонтальную последовательность, он помогает упорядочить звуковую логику, лежащую. В основе музыкального потока [1, стр. 155].

Развитие гармонического слуха следует начинать уже в первом классе. Сначала эта работа будет осуществляться на уровне метроритмического восприятия.

Здесь можно использовать данную форму работы звучит произведение в исполнении учителя или в записи, а дети отстукивают доли или заданный ритмический рисунок. Данное упражнение преследует две цели:

а) навык примитивного многоголосия;

б) отрабатывание различных ритмических групп.

Количество таких ритмических рисунков может увеличиваться по мере их освоения.

Они могут исполняться как по очереди, так и одновременно, таким образом, количество голосов по вертикали увеличивается.

Для эффективной работы с младшими школьниками в области сольфеджио, необходимо выбирать упражнения, которые помогут исправить определенные недостатки в слуховых навыках учащихся.

Существует три основные группы упражнений. Первая группа направлена на развитие реакции на отдельные звуки и звуковые сочетания. Вторая группа упражнений развивает координацию музыкальных элементов, а третья группа упражнений способствует расширению слуховых возможностей. Упражнения включают все типы заданий, используемых на уроках сольфеджио: диктанты, чтение с листа, пение, интонация и строительство ступеней и интервалов, их анализ.

Дополнительно, рекомендуется использовать специальные упражнения на развитие внутреннего слуха и внутреннего пения.

Таким образом, развитие музыкального слуха является важной темой как для музыкальных педагогов и профессионалов, так и для молодых родителей, которые хотят поддержать своих детей в этом направлении. Развитие гармонического слуха является важнейшим условием повышения эффективности начального музыкального обучения.

Развитый гармонический слух, характеризующийся наличием ярких, насыщенных музыкально – слуховых представлений, позволяет более глубоко и эмоционально воспринимать музыку, раскрывая ее художественно – образный контекст. Развитый гармонический слух обеспечивает понимание логики гармонического развертывания музыки и, тем самым способствует развитию навыков подбора аккомпанемента, сочинения, творческого музицирования.

 

Список использованных источников

  1. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. – Москва: Таланты – XXI век, 2004. – 496 с. – Текст: непосредственный.
  2. Майкапар, С. М. Музыкальный слух, его значение, природа и особенности, и метод правильного развития / С. М. Майкапар. – 2-е изд., испр. – Москва: Изд-во ЛКИ, 2010. – 247 с. Текст: непосредственный.
  3. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – Москва: Академия педагогических наук РСФСР, 2014. – 335 с. – Текст: непосредственный.
  4. Федорович, Е. Н. Основы музыкальной психологии: учебное пособие / Е. Н. Федорович, Е. В. Тихонова. – Екатеринбург. Директ – Медиа, 2010. – 218 с. – Текст: непосредственный.
  5. Шатковский, Г. И. Развитие музыкального слуха / Г. И. Шатковский. – Москва: Амрита — Русь, 2010. – 197 с. Текст: непосредственный.

Добавить комментарий