РАЗВИТИЕ АРТИСТИЗМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

НОВИЧКОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

 магистрант, кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, setyevatanya@mail.ru

Аннотация: статья посвящена проблеме развития артистизма у старших дошкольников в ходе в дополнительном образовании (на примере музыкально-театрализованной деятельности), а так же описывает методики развития артистизма у старших дошкольников.

Ключевые слова: артистизм, театр, музыкальный театр,  театрализованная деятельность

DEVELOPMENT OF ARTISTRY AMONG SENIOR PRESCHOOLERS IN ADDITIONAL EDUCATION (USING THE EXAMPLE OF MUSICAL AND THEATRICAL ACTIVITIES)

 NOVICHKOVA TATYANA NIKOLAEVNA

master’s student, departments of art and music education, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, setyevatanya@mail.ru

Annotation: the article is devoted to the problem of the development of artistry among senior preschoolers during additional education (using the example of musical and theatrical activities), and also describes the methods of the development of artistry among senior preschoolers.

Key words: artistry, theater, musical theater, theatrical activity

 

Развитие личности, раскрытие ее творческих возможностей, формирование духовного мира ребенка дошкольного возраста, его нравственной и эстетической воспитанности — основные цели дополнительного художественного образования, в системе которого не последнее место занимает театральное  искусство [7, с. 240].

В разное время исследованиям развития творческих способностей детей посредством участия в театральном действе отдали должное в своих трудах такие выдающиеся авторы, как основатель самого первого в России (1779 г.) детского театра А. Т. Болотов, замечательный учёный-энциклопедист, внёсший неоценимый вклад в развитие многих отраслей науки; классик отечественной детской драматургии Е. Л. Шварц; а также                 Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес,                               В. Н. Дмитриевский, Г. Паскар (Либерман), Л.Г. Шпет, П.И. Новицкий и другие.

В настоящее время особую важность приобретает повышение уровня развития у детей артистизма. Владение навыками творческих способностей позволяет ребенку проявить себя в театральной деятельности, дает возможность передаче накопленных знаний и впечатлений через артистические способности в творчестве. В связи с этим возрастает роль исследований, направленных на поиск путей оптимизации процесса обучения и развития у детей дошкольного возраста артистических способностей в театральной деятельности. Это обусловлено значимостью творчества, его ролью в развитии ребенка как личности.

Детский музыкальный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития. Детский музыкальный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления ребёнка, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, изучать иностранные языки, влияет на развитие его художественного вкуса.

Артистизм – это способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника, как важный элемент в исполнении [3, с. 20]. Артистизму нельзя так научиться, прочитав или запомнив положения, содержащиеся в книгах. Самое главное понять и принять идеи, связанных с фантазией, интуицией, импровизацией, техникой и выразительностью речи и движений, открытостью, убедительностью в служении добру и красоте.

Видные деятели театральной педагогики, режиссеры, актеры, драматурги К. С. Станиславский, М. А. Чехов, Е. Б. Вахтангов,                                    М. О. Кнебель, Б. Брехт, Б. Шоу в своих трудах предложили интересные подходы, способствующие формированию человека-творца [6, с.65]. Артистизм – это образно-эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся «здесь и сейчас» [3, с. 15].

Детский музыкальный театр является важнейшим видом развития артистизма. При занятии театральной деятельностью у ребёнка формируется опыт важнейших социальных навыков поведения посредством усваивания данной в произведениях нравственной направленности. Такие качества как смелость, доброта, честность, умение дружить лучше всего привлекают детей на конкретном примере любимых героев, на которых ребёнок невольно равняется, выбирает их в образцы для подражания. Именно это – способность и готовность к подражанию оказывает позитивное влияние на детей. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии [1, с. 10].

Театрализованная деятельность – самый распространённый вид детского творчества [5, с. 126]. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость; способствует освоению элементов речевого общения. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу и перевоплощаясь в него, развивает личность ребенка. А так же  прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

С целью выявления артистизма у старших дошкольников, педагогами разработаны методы,  являющиеся эффективным средством для развития артистизма, наиболее эффективные из них:

  1. «Повтори содержание текста». Ребенок считывает интонацию, с которой звучит текст.
  2. Передача фраз с разными интонациями (удивлённо, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно).
  3. «Изображение пантомимические этюды» Педагог помогает развивать выразительность мимики, совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.
  4. «Этюды на изменение тембра голоса» (нежно, удивлённо, с большим удовлетворением, трусливо).
  5. Образные упражнения под музыку: «Пляшущий зайчик», «Поезд», «Самолёт», «Марш деревянных солдатиков», «Заводная лошадка». Суть упражнения в том, что ребята исполняют роли под музыку. Например, нужно проиграть, как пляшет зайчик, как летит самолёт и т.п.

Основное преимущество театрализованной деятельности в том, что она позволяет достичь положительного результата с наименьшими усилиями, благодаря своей привлекательной форме, а так же помогает установить партнёрские отношения с детьми. Кроме того, в процессе театрализованной деятельности раскрывается артистический и актёрский потенциал каждого ребёнка,  что, в свою очередь, способствует развитию чувств, глубоких переживаний ребенка, развивает эмоциональную сферу, заставляя сочувствовать персонажам.  Но самое главное – театрализованная деятельность  близка и понятна ребенку, т.к. глубоко лежит в его природе.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Акулова, О. Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание. — №4. – 2005. – С. 24-27.
  2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е.А. Антипина. — М., 2009. — 128 с.
  3. Коновалова, С. А. Развитие творческой активности младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования: автореф. канд. пед. наук / С. А. Коновалова. — Екатеринбург, 2004, — 22 с.
  4. Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений / М. Д. Маханёва. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
  5. Мигунова, Е. В. Организация театральной деятельности в детском саду: учеб. метод, пособие / Е. В. Мигунова. — Великий Новгород, 2006. — 126 с.
  6. Немирович-Данченко, В. И. Рождение театра: Воспоминания, статьи, заметки, письма / В. И. Немирович-Данченко, — М., 2009. — 650 с.
  7. Шамедько, Н. В. Андрей Тимофеевич Болотов как педагог просветитель : дис. канд. пед. наук 13.00.01/ Н. В. Шамедько. – ФГОУ ВО Российский гос. унт им.Канта. – Калининград, 2009. – 242 с.

Добавить комментарий