Методы и приемы игры на домре на начальном этапе обучения в ДМШ

УДК 78:371(045)

ББК 85.31р

З-814

 

Золотых Анастасия Владимировна

студентка 4 курса бакалавриата,

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный

педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

anastasiazolotyh3557@gmail.com

 

 Аннотация: начальный этап обучения в системе музыкального образования является очень важным, а иногда решающим. От того на сколько правильно были заложены первоначальные основы, зависит активность участия в музыкальной жизни воспитанников музыкальных школ — будет ли это профессиональное музыкальное учебное заведение, школьная или студенческая самодеятельность или домашнее музицирование.

Ключевые слова: обучение игре на домре, технические приемы игре на домре, исполнительская техника

 

METHODS AND TECHNIQUES OF PLAYING THE DOMRA AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING AT THE DMSH

Zolotyh Anastasia Vladimirovna

4th year undergraduate student,

FGBOU VO «Mordovia State

Evseviev Pedagogical University», Saransk, Russia, anastasiazolotyh3557@gmail.com

 

Abstract: the initial stage of training in the music education system is very important, and sometimes decisive. The activity of participation in the musical life of music school students depends on how well the initial foundations were laid, whether it will be a professional musical educational institution, school or student amateur activity or home music making.

Keywords: learning to play the domra, techniques for playing the domra, performing technique

 

Домра имеет свои особенности, касающиеся рациональной постановки игрового аппарата, способов звукоизвлечения, техники пальцев. Наиболее важным, ответственным является начальный период работы с учащимися – домристами, поскольку именно здесь закладываются те основы, которые определяют дальнейшее продвижение учащихся на всех последующих этапах обучения.

Создание образовательной системы по обучению игре на народных инструментах обусловило появление целой плеяды талантливых молодых исполнителей нового поколения «шестидесятников», в частности, домристов, в числе которых следует назвать имена Р. Белова, В. Яковлева, Т. Вольской, В. Круглова, А. Цыганкова, которые поставили солирующую домру в ранг полноправных академических инструментов. Исполнители-солисты, игра которых, отличаясь хорошим вкусом, глубиной проникновения в содержание исполняемого, блестящей техникой и искренней увлеченностью своим искусством.

Приёмы игры – это целесообразное движение рук и пальцев для формирования характера звучания инструмента.

Удары в разные стороны является одним из основных приёмов игры, применяющийся главным образом при исполнении произведений не имеющих певучего, кантиленного характера. К исполнению приёма – тремоло, следует приступать только после того, как учащийся научился уверенно держать медиатор и овладел такими приёмами игры как удар в одну сторону и в разные стороны. Не рекомендуется сразу добиваться частого тремоло у учащегося. На начальном этапе, при неуверенном положении медиатора в правой руке, можно  играть пьесы и упражнения приёмом пиццикато.

Для выявления музыкальной образности, содержания и характера произведения необходимо выбрать краски, чтобы добиться выразительного звучания песни, мелодии, наигрыша, танца и т. д. Выявить красочный звуковой план произведения помогают штрихи. Для работы над координацией рук с детьми, применяйте упражнение «лесенка».  Играя, данное упражнение, нужно следить за активностью падения на струну пальцев левой руки и броском медиатора (они должны прикасаться к струне одновременно).

Начальный этап  формирования игровых навыков домриста является одним из сложных, так как в это время закладывается фундамент дальнейшего обучения и развития. Правильно сформированная основа создаёт возможность достичь более высокого развития домровой исполнительской техники. Исполнителям – домристам требуются дополнительные усилия, направленные на освоение особого комплекса навыков, связанных с исполнительской техникой. Домра отличается от других народных инструментов наличием «посредника»  между рукой и инструментом – звук извлекается с помощью медиатора. Эта особенность создаёт определённые трудности в процессе освоения инструмента.

Главной задачей  исполнителя – домриста является овладение правильным звучанием инструмента, то есть качественным звукоизвлечением, которое должно сохраняться во всех видах домровой техники: ударах, тремоло,  штрихах, динамике, пальцевой беглости, ровности звука.

Формирование игровых навыков представляет собой сложный неоднородный процесс, включает обусловленные этапы и характеризуется рядом особенностей, которые проявляются в освоении и развитии навыков.

Формирование игровых навыков на начальном этапе обучения – это очень сложная, кропотливая работа преподавателя, требующая профессиональных знаний методики обучения игре на домре.  Основная сложность начального этапа формирования навыков заключается  в возрастных, психологических и физиологических особенностях  развития детей младшего школьного возраста,  которые необходимо учитывать в построении учебного процесса.

 

Список использованных источников

  1. Алексеева, Л. Л. Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства в школе: теоретические аспекты и возможности реализации [Электронный ресурс] / Л. Л. Алексеева // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2012. – № 2. – URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomber-2-
  2. Белов, Р. В. Гаммы, арпеджио, упражнения для трехструнной домры. Учебно-методическое пособие для учащихся старших классов ДМШ, студентов муз. училищ и ВУЗов [Ноты] / Р.В. Белов. – М.: Рутенс, 1996. – 53 с.
  3. Вольская, Т. И. Особенности организации исполнительского процесса на домре [Текст] / Т. И. Вольская // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Сборник статей. – Вып. 2. – Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1990. – С. 88109.
  4. Вопросы искусства игры на домре (теория и практика) : сб. статей [Текст] / Ред.-сост. Е. Г. Скрябина; общ. ред. М. И. Имханицкого. – Тольятти : изд. ТИИ, 2010. – 246 с.
  5. Круглов, В. П. Школа игры на домре [Текст] / В. П. Круглов. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2003. – 195 с.

Добавить комментарий