МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 78:373.2(045)
ББК 85.310,7
Р 242

Раскина Мария Вячеславовна

Студентка 4 курса факультета педагогического и художественного образования

Аннотация: Развитие музыкальных способностей является одной из главных задач в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. У каждого ребенка имеются определенные задатки к музыкальной деятельности, которые строят фундаментальную основу для музыкальных способностей. Данная статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование с использованием элементарных музыкальных инструментов. Обобщается практический опыт работы с детским оркестром, призванный положительно повлиять на развитие музыкальных способностей дошкольника, в частности — чувства ритма.
Ключевые слова: музицирование, чувство ритма, развитие, ритм, музыкальное образование.

Raskina Maria Vyacheslavovna

4th year student of the Faculty of Pedagogical and Art Education

MUSIC-MAKING AS A MEANS OF DEVELOPING A SENSE OF RHYTHM IN CHILDREN OF THE OLDER PRESCHOOL AGE

Annotation: The development of musical abilities is one of the main tasks in the musical education of preschool children. Each child has certain inclinations for musical activity, which, in turn, build a fundamental basis for musical abilities. This article is devoted to the development of a sense of rhythm in older preschoolers through playing music using elementary musical instruments. The practical experience of working with a children’s orchestra is summarized, designed to positively influence the development of musical abilities of a preschooler, in particular, the sense of rhythm.

Keywords: music making, sense of rhythm, development, rhythm, music education

 

Проблема музыкально-ритмического развития ребенка изучалась разносторонне на протяжении многих лет отечественными и зарубежными авторами.

В своем труде «Об искусстве фортепианной игры» Генрих Нейгауз отразил главную суть ритма. Она заключается в том, что ритм является неотъемлемой частью нашей жизни и все вокруг подчинено ему.

Д. К. Кирнарская под музыкальным ритмом понимает движение в звуковой форме, так как ритм рождается из движения и как бы описывает его, сохраняет его следы, даже если самого движения уже нет [1, 100с.].

По мнению Б. М. Теплова, музыкально-ритмическое чувство сопровождается двигательными реакциями, которые передают временной ход музыкального движения, то есть восприятие музыки имеет активный, слухо-моторный характер [3, 211с.]. Теплов подчеркивает, что, помимо сказанного, музыкальный ритм всегда выражает какое-то эмоциональное содержание. Основу музыкального ритма, по его мнению, составляет восприятие выразительности музыки. Таким образом, музыкальный ритм не может пробудиться и развиться вне музыки.

Вопрос о включении детских музыкальных инструментов в сферу музыкального воспитания детей поднимался в нашей стране еще в 30-е годы XX века. О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорили в своих работах известные педагоги-музыканты К. Орф, Т. Э. Тютюнникова, Н. А. Ветлугина и пр.

Детское музыкальное музицирование играет важную роль в развитии музыкальности учащихся, воспитывает трудолюбие и стимулирует их творчески-созидательную активность, потребность в коллективном художественно-эстетическом общении, что в итоге способствует общему повышению творческого потенциала подрастающего поколения.

Педагогические наблюдения свидетельствуют, что элементарное музицирование значительно активизирует ритмическое чувство детей дошкольного возраста.

В этом направлении положительно сказывается использование элементарных музыкальных инструментов в развитии музыкально-ритмического опыта. Это особенно эффективно на начальном этапе воспитания, когда создается прочная основа для развития чувства ритма у старших дошкольников, раскрывается перед ними эмоциональная сущность ритма, формируются первоначальные представления и навыки.

Данную музыкальную способность следует начать совершенствовать с помощью передачи детьми на ударных инструментах равномерной пульсации метрических долей маршевой музыки во время ее исполнения руководителем.

Следующий этап заключается в активизации ритмического чувства через инструментально-игровую деятельность – понимание и различие сильных и слабых долей, коротких и длинных звуков.

Как только дошкольники усвоят и начнут различать вышеперечисленное, следует переходить к исполнению и восприятию упражнений (различных попевок) в таком ритмическом движении, которое совпадает с движением долей (быстро, медленно). Для закрепления и усвоения данных умений предлагается инструментальное сопровождение пению товарищей. Также может использоваться метод одновременного пения и игры на элементарных музыкальных инструментах.

Специальные педагогические исследования по изучению наиболее эффективных средств развития чувства ритма позволили сделать следующие выводы. Наиболее действенный путь формирования этого компонента музыкальности происходит через инструментальное сотворчество детей старшего дошкольного возраста. Этот вид деятельности позволяет наиболее объективно судить об уровне и качестве их способностей воспринимать эстетическую информацию.

Список использованных источников

  1. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. – Москва : Таланты – XXI век, 2004. – 496 с. – Текст : непосредственный.
  2. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г. Г. Нейгауз – Москва : Музыка, 1988.– 240 с. – Текст : непосредственный.
  3. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей // Б. М. Теплов. – Москва : Наука, 2003. – 384 с. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий