УДК 78:373.2(045)
ББК 85.31
К 642
Кузнецова Анна Андреевна
студент 4 курса баклавриата,
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, kuznetsova13rus@gmail.com
Аннотация: в статье рассматривается проблема развития творческого воображения старших дошкольников. Автор подчеркивает музыкально-исполнительскую деятельность как средство развития творческого воображения. В статье раскрыты основные факторы и особенности творческого воображения в старшем дошкольном возрасте.
Ключевые слова: воображение, творческое воображение, старший дошкольный возраст, музыкальное творчество.
Kuznetsova Anna Andreevna
4th year undergraduate student,
FGBOU VO «Mordovia State Evseviev
Pedagogical University, Saransk, Russia,
kuznetsova13rus@gmail.com
MUSICAL AND PERFORMING ACTIVITY AS A MEANS OF DEVELOPING THE CREATIVE IMAGINATION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN
Abstract: the article deals with the problem of developing the creative imagination of older preschoolers. The author emphasizes musical performance as a means of developing creative imagination. The article reveals the main factors and features of creative imagination in senior preschool age.
Key words: imagination, creative imagination, senior preschool age, musical creativity.
Проблема творческого воображения – актуальная проблема современной системы работы по музыкальному воспитанию. Федеральное государственное образовательное законодательство о дошкольном образовании подчеркивает потребность в создании условий развития инициативы, самостоятельности у детей и творческой фантазии. Если ребёнок может анализировать, выделить главное, то это означает, что он сможет выполнить задачу конструктивной и творческой направленности, перейти от репродуктивной к творческой. Решаются эти задачи в совокупности с задачей о развитии музыкального восприятия.
На страницах психолого-педагогической литературы за последние несколько лет все чаще возникает вопрос о том, какая роль воображения играет в психическом развитии ребенка, о том, какие механизмы воображения являются сущностью. По мнению исследований Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, воображение является предпосылкой успешного усвоения новых знаний детьми, являясь условием творческой трансформации имеющихся знаний у дошкольников, которое способствует саморазвитию личности и определяет эффективность творческой деятельности.
Эффективному развитию творческого воображения у детей способствует музыкально–исполнительская деятельность. В своем характере музыкально-исполнительская деятельность обладает некоторыми общими моментами с детской игрой. Оба случая всегда имеют два четких плана действий: одна – в воображении, а другая в реальном физическом воплощении. Впоследствии которого образные представления движений, освоенные в детской игре, можно будет перенести в музыку.
Дж. Гилфорд понимает под творческим воображением систему качественно различных факторов, располагающихся внутри общей схемы интеллекта. Дж. Гилфорд выделяет четыре основных фактора творческого воображения [1, с. 246]:
- Оригинальность понимается, как способность создавать далекие ассоциации, отдаленные ответы.
- Семантическая гибкость, понимаемая как способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование.
- Образная адаптированная гибкость, под которой понимается способность изменять форму стимула таким образом, что становится возможным увидеть в нем новые возможности;
- Семантическая спонтанная гибкость, понимаемая как способность генерировать новые идеи в достаточно ограниченной ситуации.
Процесс получения новых знаний связан с потребностью воображать, представлять, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. Искусство позволяет ребенку раскрыть себя как личность в наиболее полной и свободной форме. Потому что художественное действие строится на активном воображении, творческом мышлении. Реализация этой функции творческого воображения позволяет ребенку по-новому взглянуть на мир.
Важно отметить, что в старшем дошкольном возрасте более интенсивно развиваются музыкально-сенсорные способности: дети могут сравнивать звуки по высоте, тембру, динамике.
Деятельность детей в этот возрастной период уже содержит компоненты творческой деятельности, а деятельный характер приобретет способность к фантазированию, но они приобретаются благодаря накоплению музыкальных впечатлений.
Накопление музыкальных впечатлений – важнейший этап в развитии детского музыкального восприятия. У детей старшего возраста восприятие музыки приводит к более разнообразным впечатлениям, что способствует развитию воображения [3, c. 23]. С возрастом дети приобретают некоторые навыки музыкальной деятельности и получают возможность активно и творчески постигать содержание музыки.
Согласно исследованиям, в области педагогики музыкального образования, творческое воображение детей старшего дошкольного возраста развивается в различных видах музыкальной деятельности, а именно:
– в процессе слушания музыки;
– в вокальном и инструментальном исполнении;
– в музыкально-пластической деятельности;
– музыкальных импровизациях и сочинении музыки;
– в установлении связей музыки с другими видами искусства.
Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы успешно развить у детей исполнительские и творческие способности, через восприятие музыки. Для этого музыкальный руководитель должен показать детям различные виды творческой деятельности, организовать и наполнить жизнь детей так, чтобы обстоятельства и условия требовали индивидуальных творческих проектных решений.
На педагогической практике нами было проведено занятие с использованием музыкально-пластической деятельности было предложен этюд «Музыкальные руки», где дети под музыку руками создавали образ, который эмоционально и ритмически ей соответствовал, игра «пантомима» в сопровождении русской народной мелодии «Ой, утушка луговая», игра «Подснежник».
С первых лет жизни ребенку необходимо участие в музыкальном творчестве через различные формы музыкальной деятельности. Для создание прочной основы творческой деятельности ребенка, необходимо расширить его опыт. Чем больше ребенок увидел, услышал и пережил, чем больше ребенок узнает, тем более осмысленной и продуктивной будет деятельность его воображения.
Список использованных источников
- Юрченко, Г. Н. Основы зарубежной психологии. Хрестоматия. /
Г. Н. Юрченко. – Москва : Эксмо, 2013. – 540 с. – Текст : непосредственный.
- Ветрук, Н. Р. Особенности развития творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду / Н. Р. Ветрук // Дошкольное воспитание. – 2010. – 32 с. – С. 24–32 – Текст : непосредственный.
- Заварина, С. Ю. Развитие творческого воображения дошкольников посредством музыкальной деятельности / С. Ю. Заварина. – Проблемы современного педагогического образования, 2021. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya doshkolnikov-posredstvom-muzykalnoy-deyatelnosti – Текст : электронный.
- Кравцов, Г. Г. Воображение и творчество : культурно-исторический подход / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова // Психолого-педагогические исследования. 2019. – 11 с. – Текст : непосредственный.