ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКЕ КОМПОЗИТОРОВ МОРДОВИИ

УДК 78:373.2(045)

ББК 85.31

Г 555

Глушенкова Мария Сергеевна

студентка 4 курса

факультета педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «МГПУ им. М. Е. Евсевьева»

 

 Аннотация: В последнее время педагоги сталкиваются с такой проблемой, как отсутствие интереса у детей старшего дошкольного возраста не только к музыке общей культуры, но и музыке своего родного края – Мордовии. Автор отмечает, что актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью формирования интереса детей старшего дошкольного возраста к музыке композиторов Мордовии как неотъемлемой части  духовно- нравственного роста и формирования личности ребенка.

Ключевые слова: проектная деятельность, интерес, музыка композиторов Мордовии.

 

Glushenkova Maria Sergeevna

4th year student

Faculty of Pedagogical and Art Education

FGBOU VO «MSPU im. M. E. Evsevyeva

 

PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF FORMING THE INTEREST OF OLDER PRESCHOOLERS IN THE MUSIC OF COMPOSERS OF MORDOVIA.

 

Annotation: Recently, teachers have discovered such a problem as the lack of interest among children of senior preschool age, not only in the music of their common culture, but also in the music of their native land — Mordovia. The author of education that the relevance of this problem is due to the priority of forming the interest of older preschool children in the music of composers of Mordovia as the growth of a part of the spiritual and mental growth of the child and the formation of personality.

Key words: project activity, interest, music of composers of Mordovia.

В ФГОС ДО подчеркивается, что проектная деятельность помогает сформировать у дошкольников целеустремленность, предприимчивость, независимость. Воспитанники получают знания в процессе поисковой деятельности.

Изучение мордовского музыкального искусства с помощью проектной деятельности является необходимостью. Введение национального контента в практику музыкального воспитания способствует становлению не только интереса к музыке, но и музыкальной культуры детей, воспитанию в них чувства уважения к мордовскому музыкальному искусству и мордовскому народу в целом.

Существенный вклад в изучение данной проблемы формирования интереса детей внесли такие авторы как М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, А. П. Усова, А. В. Запорожец, К. Д. Ушинский, Т.  С.  Комарова, В. А. Сухомлинский, Г. И. Щукина, С. Л. Рубинштейн, Д.  Б. Кабалевский, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, О. П. Радынова, В.  Н.  Шацкая, Е. М. Торшилова, Б. М. Теплов и другие.

Как говорил отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, интерес– это «сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упустить из поля зрения» [1, с. 525]. С точки зрения педагогики, Г.  И.  Щукина раскрывает интерес как избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.

По мнению Н. В. Матяш, проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное, творческой деятельности [2].

Существует несколько видов проектной деятельности:

  1. Информационный (ребенок собирает информацию, обобщает ее, выделяет самое значимое и интересное);
  2. Социально значимый (деятельность ребенка впоследствии удовлетворяет интерес и задумку всей группы);
  3. Творческий (ребенок создает плакат, журнал, поделку, игрушку).

В ходе педагогической практики нами был реализован творческий проект в процессе слушания произведений из цикла Н. В. Кошелевой «Лесная сказка». Дети познакомились с одной из пьес «Хоровод подружек». После предварительного изучения мордовских костюмов и узоров, мы предложили им трафареты кукол для создания с помощью аппликации национальных костюмов мордовского народа. После того, как куклы были одеты, дети поставили их в хоровод и под музыку имитировали движения танцующих, обращая внимание на характер и динамику музыки. После проведенного занятия куклы были помещены в музыкальный мордовский уголок. С помощью данной проектно-игровой деятельности дети хорошо запомнили национальные костюмы, их особенности и музыку композитора Мордовии.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: формирование интереса детей старшего дошкольного возраста к музыке композиторов Мордовии посредством проектной деятельности несет в себе огромный потенциал, что впоследствии обеспечивает гармоничное развитие ребенка, комплексное освоение музыкального искусства. Национальная музыка влияет на формирование мировоззрения ребенка, мировосприятие, мировидение, становление его как культурной личности.

Список использованных источников:

  1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт – Петербург, Москва, Минск, 2001. – Текст : непосредственный.
  2. Матяш, Н. В., Творческие проекты / Н. В. Матяш, М. В.  Хохлова. – Брянск: Пресс – А, 1999. – 379 с. – Текст : непосредственный.
  3. Матяш, Н. В., Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. / Н. В. Матяш., В. Д. Симоненко. – Москва : 2013. 106 с. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий