РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ХОРОВОЙ СТУДИИ

УДК 78:373.3(045)

ББК 85.314.1

М 225

Андрюшина Елена Николаевна

студентка 4 курса

Факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «МГПУ им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

 

Аннотация: в статье рассматривается проблема развития эмоциональной сферы в условиях организации хоровой студии у младших школьников.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, младшие школьники, эмоциональная культура.

Andryushina Elena Nikolaevna

4th year student

Faculty of Pedagogical and Art Education FSBEI HE “MSPU im. M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia

DEVELOPMENT OF THE EMOTIONAL SPHERE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF ORGANIZING A CHOIR STUDIO

Annotation: the article deals with the problem of the development of the emotional sphere in the context of organizing a choral studio for younger students.

Key words: emotional sphere, junior schoolchildren, emotional culture.

«Музыка – это стенография чувств» – так говорил известный русский писатель Л. Н. Толстой. И действительно, её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций, воздействуя на эмоционально-психологическую сферу человека, она, в первую очередь, обращается к его душе, внутреннему миру.

Эмоции являются важным составляющим психической жизни человека, особенно ребенка. Их роль в общении многообразна. Развитие эмоциональной сферы связано с осознанием ребенком себя и других людей, с пониманием причин, которые вызывают разные чувства и сопутствующие им эмоции. Наконец, творческие способности находятся в тесной взаимосвязи с эмоциональной сферой человека.

Актуальность проблемы развития эмоциональной сферы младших школьников обусловлена современными требованиями образования, основанными на личностно-ориентированном развитии. Изучение музыки в начальной школе направлено на формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки, воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, развитие интереса к музыкальной деятельности, а также овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности. Если педагог умело организует взаимодействие ребенка с искусством на уроке, то это дает возможность ученику   выразить свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, жестами, движениями, словом.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» отмечает: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души.» [6, c. 76].

Эмоциональная культура и отзывчивость на уроке музыки развивается через восприятие, слушание музыки и её исполнение, т.е. сначала через прочувствование и осмысление музыкального образа произведения, а потом через умение осознанный музыкальный образ выразить в слове, жесте, эмоции, движении, звуке.

Дети младшего школьного возраста большие фантазеры, они отзывчивы, восприимчивы и любознательны, поэтому работать с ними – удовольствие.  Но, прежде чем разговаривать с ребенком на языке чувств и эмоций, нужно правильно «настроить канал общения». Только в этом случае дети будут доверять и слушать.

Сама природа музыкального искусства является источником эмоций.  Самое главное вызвать желание детей на уроке услышать музыку.  Привлечь их внимание можно рассказом истории жизни композитора, но не всей биографией, а фактами, поражающими   воображение или созвучными будущей музыке, рассказать историю создания произведения, если она необычна. Использование репродукций картин или иллюстраций тоже позволяет создать нужную атмосферу. Порой даже музыка ещё не зазвучала, а дети уже говорят, что она будет грустной или наоборот, радостной и веселой. Значит, ученики уже прониклись атмосферой настроения, их первый эмоциональный отклик произошел, а это говорит о том, что учитель находится на верном пути решения   своих задач.

Прослушивание музыки обязательно должно содержать вопрос, ребенок должен не только захотеть её услышать, но и должен знать, зачем он слушает эту музыку, что он должен о ней рассказать учителю после прослушивания.

Иногда можно использовать такой прием: слова, обозначающие   различные эмоции уже написаны на доске, нужно только грамотно вычленить то, что подходит к содержанию данного музыкального произведения или вместо слов использовать иллюстрации с мимическими выражениями лица. Таким образом, расширяется и обогащается эмоциональный словарь ученика.

Очень часто образ, возникший в воображении ребенка после прослушивания музыки, важно подкрепить зрительно.  Это может быть запись с концерта, где играет оркестр, и тогда мы отмечаем выразительные жесты дирижера, либо видео или мультипликационный ряд, либо слайды по данной теме.

Чтобы эмоционально переживать музыку, необходимо также уметь различать её звуковую ткань. Это умение развивается путём проведения с детьми простейшего анализа музыкальных произведений: определения характера мелодии, темпа, ритма, фактуры, регистра, и прочее.

Очень хорошо помогает дифференцировать ткань музыкального произведения игра на простых музыкальных инструментах. Работу на уроке можно построить следующим образом: дети исполняют ритм сопровождения, а учитель играет или поёт мелодию. С более взрослыми учениками важно проговорить, что ритмический рисунок тоже носит эмоциональную окраску. Ребята могут с помощью учителя создать ритмические партитуры для музыкальных произведений и исполнить их.

Не всем детям на уроке музыки удается сосредоточить внимание на прослушивании музыки и поучаствовать в беседе о ней. Тогда на помощь приходит активная двигательная природа ребёнка. В этом случае движение становится для ребёнка средством восприятия музыки, понимания её характера.

В рамках внеурочной деятельности – в хоровой студии можно применить движения при исполнении произведений эстрадного репертуара под фонограмму без дирижера. Выбирая движения (движения простые, зачастую руками, но с четкой эмоциональной окраской) прежде всего, мы с детьми «идем» от музыки, мы обогащаем движениями исполнительские краски и подчеркиваем значимость интонации или слов в песни. Поэтому жесты здесь всегда выступают как средства музыкальной выразительности. Более того, сами дети отмечают, что благодаря движениям, они лучше осмысливают текст и его запоминают, а исполнение с движениями становится более эффектным.

Интересен в работе с детьми прием так называемой «зримой» песни. На уроке музыки нет возможности создать развитую инсценировку, но помочь ученикам воссоздать фрагменты произведения получается. Например, вокально-хоровая работа во 2 классе, над детской песенкой «Менуэт» (музыка Е. Адлера, стихи. Л. Дымовой), мы «переносим» учащихся в атмосферу бала.  Во время исполнения песни мальчики приглашают девочек, встают в пары, на словах «шаг вперед, шаг назад…пируэт, реверанс, поклон» дети выполняют движения под текст песни. Ребята испытывают удовольствие от такого исполнения, они проживают образ настолько, что невольно у мальчиков моментально выпрямляется спина, как у настоящих кавалеров, а у девочек в движениях появляется грация и тонкость [4].

В заключении отметим, что учитель музыки, организуя музыкальную деятельность обучающихся, как никто другой может обогатить эмоциональный мир детей, помочь накопить опыт переживаний эмоциональных состояний, способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, что является очень важным фактором в формировании таких качеств личности, как доброта, понимание, сочувствие, отзывчивость.

Воспитанием и обогащением эмоциональной культуры детей нужно заниматься систематически с первых дней пребывания ребенка на уроке музыки, использовать разнообразные формы организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся, уметь создать атмосферу для  самовыражения, а также, привлекать школьников к участию во внеурочной деятельности.

Список литературы:

  1. Абдуллин, Э. Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта / Э. Б. Абдуллин. – Спб.- М. : Планета Музыки, 2014. – 368 с.
  2. Балашова, С. С. Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский // Составитель Челышева Т. В. – М. : Просвещение, 2014. – 140 с.
  3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л.С. Выготский. – М., 1991. – 172 с.
  4. Критская, Е.Д. Программа «Музыка. 1-4 классы» / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011. – 168 с.
  5. Осеннева, М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова / Учебное пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М. : Академия, 2001.– 368 с
  6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М. : Педагогика, – 320 с.
  7. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин // Избр. психологические труды. – М. : Просвещение, 1989.– 276 с.

Добавить комментарий