РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРА

УДК 78:373.3(045)

 

ББК 85.31

 

Е 702

 

Еремкина Елена Сергеевна

студентка 4 курса факультета педагогического и художественного образования

 

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

 

 

 

Аннотация. Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество может эффективно реализовать эту цель. Данная статья посвящена проблеме развития музыкального воображения у младших школьников посредством фольклора. Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для развития школьников в этом плане, а также в возрождении культурных традиций народов России, формировании духовного мира человека, творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Ключевые слова: воображение, музыкальное воображение, фольклор.

 

Eremkina Elena Sergeevna

4th year student of the Faculty of Pedagogical and Art Education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 

DEVELOPMENT OF MUSICAL IMAGINATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN THROUGH FOLKLORE

 

Abstract. The main purpose of education is to prepare the younger generation for the future. Creativity can realize this goal effectively. This article is devoted to problem of developing of musical imagination of junior schoolchildren through folklore. Classes on folklore have great opportunities for the development of junior schoolchildren in this regard, as well as in the revival of the cultural traditions of the peoples of Russia, in the spiritual formation of a person, in a creative person with an active imagination who has the ability to solve new life problems in a non-standard way.

Key words: imagination, musical imagination, folklore.

 

Проблема создания педагогических условий необходимо для включения учащихся в фольклорную среду и развития музыкального воображения на этой основе является актуальной в плане сохранения традиций и, основываясь на этом, достижения новых вершин в творчестве. Стратегия ФГОС начального общего образования направлена на реализацию «качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы» [2], и одна из целей стандарта второго поколения является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Занимаясь творчеством (для чего первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность, а это необходимое звено в развитии цивилизованного общества. Воображение очень тесно связано с социокультурным развитием личности.

Музыкальное воображение – это общее понятие, которым обозначают способность вызывать в сознании образы музыки, не являющиеся прямым воспроизведением прежде воспринятых звучаний. Эта способность выражается в восстановлении в памяти полноты и свежести слышанной ранее музыки, в предслышании, в создании образных контекстов музыкальных звучаний, в формировании целостных образов музыки и оперировании ими во внутреннем плане сознания [3].

Когда-то традиционная народная культура являлась неотъемлемой частью жизни народов России. Но постепенно в процессе европеизации она стала уходить из повседневного обихода. Тогда ученые, понимая важность народного наследия, стали записывать определенные жанры устного народного творчества. Это М. Д. Чулков, К. Данилов, П. В. Киреевский, братья Б. М. и Ю. М. Соколовы, В. П. Аникин, А. М. Мехнецов, Б. Н. Путилов, П. В. Шейн, Г. С. Виноградов, О. И. Капица и многие другие.

Возрастные особенности детей младшего возраста таковы, что игра здесь остается одним из самых привлекательных видов деятельности, поэтому необходимо включать народные игры, содержащие фольклорные произведения в урок. Потешки, прибаутки, небылицы удовлетворяют детскую потребность в радости, развивают воображение детей. Пение можно сопровождать разыгрыванием действий в соответствии с текстом песни. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Русский хоровод способствует объединению людей. Это жанр, в котором поэтическое и музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализации [1].

Народные игры с пением и движением развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ, что способствует развитию музыкального воображения.

Для прослушивания музыкальных произведений на занятии подбираются маленькие отрывки из русских народных сказок, пословицы, поговорки, что позволяет развивать и формировать нравственно-эстетические, патриотические идеалы, здоровый образ жизни, понимание прекрасного.

Детское творчество, как известно, по своей природе синтетично, оно носит порой импровизационный характер и дает возможность полнее судить об индивидуальных особенностях ребенка и своевременно выявить их. Таким образом, при наличии соответствующих условий широко развивается самостоятельное творчество детей: музыкальное, театральное, литературное.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: совершенствуется мышление, формируется эмоциональная сфера, ребенок становится более чутким к красоте и в искусстве, и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом можно восполнить впоследствии.

 

Список использованных источников

 

  1. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей : учебное пособие / Б. М. Теплов. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург : Планета музыки, 2020. – 488 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования : стандарт [Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286]. – Москва : Центр педагогического образования, 2022. – 32 с.
  3. Шакирова, Л. Р. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством знакомства с народным творчеством / Л. Р. Шакирова, А. Р. Чернышева // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). – Санкт–Петербург : Свое издательство, 2020. – С. 15–18.

Добавить комментарий