МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 78:373.2(045)

ББК 85.31

К 642

  

Кочеткова Мария Сергеевна

студентка 4 курса

Факультет педагогического и художественного образования

Кафедра художественного и музыкального образования

 

Аннотация: в статье акцентируется внимание на приёмах и методах развития творческих способностей младших школьников в процессе вокальной деятельности. Решение данной проблемы автор видит в использовании определенных подходов – личностно-ориентированного, интонационного. Актуализируется вопрос применения произведений детских композиторов-песенников как средства развития вокальных данных творчески мыслящей личности.

Ключевые слова: способности, творческие способности, младшие школьники, вокальная деятельность

Kochetkova Maria Sergeevna

4th year student

Faculty of Pedagogical and Art Education

FGBOU VO «MSPU im. M.E. Evsevyeva»

METHODS AND TECHNIQUES OF DEVELOPING CREATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF VOCAL ACTIVITY

Annotation: The article focuses on the techniques and methods of developing the creative abilities of younger schoolchildren in the process of vocal activity. The author sees the solution to this problem in the use of certain approaches – personality-oriented and intonational. The question of using the works of children’s songwriters as a means of developing the vocal abilities of a creatively thinking person is also actualized.

Keywords: abilities, creative abilities, younger schoolchildren, vocal activity

 

Целью музыкального воспитания в XXI веке становится развитие культуротвоческой личности, интегрирующей в своем сознании различные виды музыкальной деятельности, вокальной, в частности. В этой связи развитие творческих способностей у младших школьников в процессе вокальной деятельности — актуальная исследовательская проблема в современной музыкальной педагогике. В эпоху цифровизациии вопрос о развитие творческих способностей младших школьников — доминирующая задача современной школы, поскольку данный процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, порождает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Речь идет о формировании ментальных личностных характеристик, которые необходимы младшему школьнику в условиях кардинальных изменений социально-экономических устоев жизни.

Остановимся на некоторых теоретических рассуждениях, которые, на наш взгляд, являются важными.

  1. К вопросу о методике развития творческих способностей детей обращались известные отечественные и зарубежные педагоги-музыканты. Достаточно вспомнить таких исследователей как В. П.Анисимов, Т.А. Барышева, Н. А. Ветлугина, Т.Н. Варенцева, В. И. Петрушин, Б. М. Теплов и др. Однако проблема развития творческих способностей  детей младшего школьного возраста в процессе вокальной деятельности не является окончательно решенной в музыкальной педагогике,  именно  этим обстоятельством объясняется выбор  темы данной научной статьи.
  2. Перед тем как перейти к определению термина «творческие способности отметим, что в анализируемом понятии синтезируются два термина: а) «творчество». б) «способности». Соответственно, точность в характеристике интересующего нас понятия будут зависеть от того, насколько аргументировано анализируются его составляющие в отдельности.

В аспекте эстетики «творчество»– это неустанный художественный поиск, интеллектуальная длительная работа, в результате которой появляется оригинальный, эстетический продукт.  В словаре «Профессионально-педагогические понятия» сказано, что творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью [7, с. 406].  В издании «Новейший психологический словарь» отмечено: творчество — это психический процесс создания новых ценностей. Это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей» [9. с. 646].   В этой связи нас заинтересовала идея, что творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, который отличается новизной, оригинальностью, уникальностью.

Изучение историографии российской и зарубежной научной дает основание утверждать, что существует множество трактовок определения «творческие способности», часто взаимодополняющих друг друга.

Объединяя содержательную значимость терминов «творчество» и «способности» мы приходим к заключению, что категория «творческие способности» – это такие индивидуально-психологичес­кие особенности человека, которые определяют степень его яркости и неповторимости.  Творческие способности личности проявляются в процессе деятельности, направленной на создание качественно новых, оригинальных, эксклюзивных объектов и духовных ценностей. Детское творчество — процесс деятельности, в результате которого благодаря творческим возможностям ребёнка, его творческим способностям создаются особые объекты и духовные ценности (возможно новые, оригинальные). Главное в детском творчестве – не результат, а процесс. Творческие способности детей это — эмоциональность, эмпатия, оригинальность, способность к ассоциированию, творческое воображение, зрительно-образное представление, образная гибкость, способность к актуализации образа, эстетические свойства, способность к восприятию, способность к рефлексии (концепция оценки креативных свойств личности Т. А. Барышевой) [2].

  1. Деятельность — это форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц-действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия результат [5, c.37]. Вокальная деятельность — это такая форма психической активности личности, которая направленная на восприятие музыки как искусства интонируемого смысла (Б.В. Асафьев), на исполнение этого смысла голосом. Вокальная деятельность — это искусство передавать средствами певческого голоса образное содержание музыкального произведения. Вокальная деятельность младших школьников — это, безусловно, творческий процесс, который направлен на развитие творческих способностей ребенка.
  2. Существуют особые методы и приёмы развития творческих способностей младших школьников в процессе вокальной деятельности. Метод — термин греческого происхождения (гр. methodos)путь исследования или познания [5, c.79]. Приём — это элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода [5, c.118]. Педагогу-музыканту не следует забывать, что от умело выбранных приёмов и методов музыкального воспитания детей зависит успех вокальной деятельности. Среди методов развития творческих способностей младших школьников в процессе данной деятельности, на наш взгляд, наиболее целесообразны — творчество как метод музыкального воспитания, метод совместного рождения образа, игровой метод, объяснительно – иллюстративный, наглядно-слуховой,  метод размышления о музыке,  метод осознания интонационного (нравственного смысла),  метод тождества и контраста, метод выхода за пределы музыки, словесные методы (беседа, рассказ), проблемно-поисковый, метод эмоционального воздействия,  эффект удивления, метод эмоциональной драматургии.

Немаловажную роль имеет методолого-методическая позиция учителя музыки.  В данном случае нам представляются эффективными подходы — личностно-ориентированный, интонационный. Личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в музыкально-педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, актуализации и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. А формирование неповторимой, оригинальной личности – первостепенная задача креативной педагогики.  Музыкальное искусство, вокальное в частности — это искусство интонации, поэтому интонационный подход видится нам актуальным и перспективным. Интонационный подход исследователями называется «восхождением к смыслу в искусстве». Это не случайно, потому что через средства музыкальной выразительности вокального искусства происходит процесс формирования чистоты интонирования, создания в воображении школьника музыкального образа и процесс актуализации смысла. Более того, произведения детских композиторов-песенников являются важной вокальной основой для развития творческих способностей детей (песни Т.А.Попатенко, Ю.М.Чичкова, Е.Н.Тиличеевой, В.Я.Шаинского, Е. П. Крылатова, Л. Книппера).  Благодаря ярким и в то же время доступным для детского понимания образам, дети определяют для себя те качества, которые пригодятся им в жизни, они получают музыкальных знания, умения и исполнительские навыки, у них развивается интонационный слух, музыкальная память, мышление, эмоциональная отзывчивость, приобретается творческий опыт, идет процесс формирования творческой активности и развития творческих способностей.

Итак, осмысление приёмов и методов развития творческих способностей младших школьников в процессе вокальной деятельности – актуальная исследовательская педагогическая проблема. В рамках данной статьи мы не претендуем на всеобщий охват вопроса, а только намечаем основные пути анализа.

Список использованных источников

  1. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей : учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Анисимов. — М. : ВЛАДОС, 2004. — ISBN 5-691-01113-8 . – Текст: непосредственный.
  2. Барышева, Т.А. Диагностика эстетического развития личности : Учеб.-метод. пособие / Т.А. Барышева; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. — 140 с. — ISBN 5-8064-0125. — Текст: непосредственный.

3.Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка  / Н. А. Ветлугина.-  [Текст]. — Москва : Просвещение, 1968. — 415 с.- Текст : непосредственный.

  1. Варенцева, Т.Н. Духовное воспитание учащихся средствами музыкального искусств / Т.Н. Варенцева. — Текст : непосредственный //Общество знаний: когнитивные и образовательные практики: сборник научных трудов – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020.—С.252-254. -ISBN 978-5-8064-2937-8.
  2. Коджаспирова, Г.М. / А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова Педагогический словарь: Для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.- ISBN 5-7695-0445-5.-Текст : непосредственный.
  3. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. — 2-е изд. — Москва : Трикста : Акад. проект, 2008. — ISBN 978-5-8291-0961-5. — Текст : непосредственный.
  4. Профессионально-педагогические понятия: Слов. / Сост. Г.М. Романцев, В.А. Фёдоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; Под. ред. М. Романцева.- Екатеринбург : Изд-во Рос. гос.проф.-пед.ун-та,2005. -456с. — ISBN 5-8050- 0168-3. Текст : непосредственный

Добавить комментарий