УДК 76. 021
ББК 85.157.5
ФРОЛОВА ЭЛЬЗА ФЕРХАТОВНА
магистрант кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, frolovaelza@icloud.com
Руководитель – КАРПУШИНА ЛАРИСА ПАВЛОВНА, доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, lkarpushina@yandex.ru
Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)
Ключевые слова: проектирование, художественно-образовательная среда, центр детского творчества, развитие творческих способностей, старшие дошкольники.
Аннотация: В данной статье рассматривается проектирование художественно-образовательной среды в центре детского творчества, направленное на развитие творческих способностей старших дошкольников. Обсуждаются принципы создания вдохновляющей и поддерживающей атмосферы, способствующей художественному самовыражению детей.
DESIGNING A CREATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A CHILDREN’S CREATIVE CENTER FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF OLDER PRESCHOOLERS
FROLOVA ELZA FERKHATOVNA
student at the department of artistic and musical education, Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia
Keywords: design, artistic-educational environment, children’s creativity center, development of creative abilities, older preschoolers.
Annotation: This article examines the design of the artistic-educational environment in a children’s creativity center aimed at developing the creative abilities of older preschoolers. The principles of creating an inspiring and supportive atmosphere that fosters children’s artistic self-expression are discussed.
В современном обществе, в котором искусства и культура занимают важное место, развитие творческих способностей у детей становится не просто желательным, а необходимым аспектом образования. Для старших дошкольников, чей творческий потенциал находится на этапе активного формирования, проектирование специальной художественно-образовательной среды в центре детского творчества представляет собой ключевую задачу [1, 320].
Проектирование художественно-образовательной среды должно основываться на нескольких принципах, среди которых главными являются интеграция различных видов творчества, доступность и комфортность пространства, а также активное участие детей в процессе создания среды.
- Интеграция видов творчества. Художественно-образовательная среда должна объединять различные направления: музыкальное, изобразительное, литературное и театральное творчество. Это позволит детям исследовать и комбинировать разные виды искусства, что, в свою очередь, стимулирует их к самовыражению и креативности [6].
- Доступность и комфортность пространства. Для успешного развития творческих способностей необходимо создать комфортные условия для деятельности детей. Это включает в себя не только организацию пространства с учётом интересов и потребностей детей, но и наличие разнообразных материалов, инструментов и оборудования, которые стимулируют творческую активность. Элементы гибкой расстановки мебели и открытые зоны для групповых и индивидуальных занятий помогут создать атмосферу, способствующую свободному самовыражению [3, 124].
- Активное участие детей. Дети должны быть непосредственными участниками проектирования своей образовательной среды. Например, вовлечение их в выбор тем для занятий, оформление пространства своими руками или создание инсталляций позволит развить не только их творческие способности, но и чувство ответственности за создаваемую атмосферу.
Проектирование среды включает в себя множество форм работы, которые варьируются в зависимости от целей и задач конкретной программы. Это могут быть:
- творческие мастерские. Регулярные занятия по различным видам искусства, где дети могут экспериментировать и создавать свои произведения;
- выставки и выступления. Организация мероприятий, на которых дети могут продемонстрировать свои достижения, что способствует формированию их уверенности и навыков публичного выступления;
- кросс-дисциплинарные проекты. Применение интегративного подхода, когда в рамках одного занятия соединяются элементы изобразительного искусства, музыки, театра и литературы.
Проектирование среды в центре детского творчества является важным аспектом, так как именно от организации пространства зависит, насколько комфортно и интересно детям будет заниматься творчеством. В первую очередь, необходимо учитывать возрастные особенности детей, их интересы и предпочтения. Пространство должно быть разделено на несколько зон, каждая из которых будет предназначена для определенного вида деятельности: художественная, музыкальная, театральная, научная и т.д.
Важно создать уютную и вдохновляющую атмосферу, которая будет способствовать развитию творческого потенциала детей. Для этого можно использовать яркие цвета, интересные формы, мобильные перегородки и элементы декора, которые можно легко менять. Не менее важно обеспечить наличие необходимых материалов и оборудования, таких как художественные принадлежности, музыкальные инструменты, сценические костюмы и технические устройства.
Также стоит продумать зоны отдыха, где дети смогут восстановить силы и пообщаться друг с другом. Освещение играет ключевую роль; естественное освещение желательно максимально использовать, чтобы создать комфортные условия.
Кроме того, стоит уделить внимание инклюзивности пространства, чтобы обеспечить доступность для всех детей, включая детей с ограниченными возможностями. Итогом проектирования должна стать многофункциональная, безопасная, уютная и интересная среда, которая будет способствовать развитию креативности и взаимодействию между детьми.
Для того чтобы адекватно оценить воздействие созданной среды на развитие творческих способностей детей, необходимо установить критерии и методы оценки. Это может включать в себя наблюдения за процессом творческой деятельности, саморефлексию детей, а также обратную связь от педагогов и родителей [2, 368].
Проектирование художественно-образовательной среды в центре детского творчества – это сложный и многогранный процесс, который требует внимания к деталям, креативного подхода и тесного сотрудничества между педагогами, детьми и родителями [4]. Создание такой среды не только способствует развитию творческих способностей старших дошкольников, но и формирует их культурные ценности, что является важным аспектом их общего развития. Поэтому необходимо продолжать исследовать и развивать методы проектирования, чтобы обеспечить детям наилучшие условия для роста и самовыражения.
Список использованных источников
- Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для вузов / Д. Б. Богоявленская . – М. : Академия, 2002. – 320 с.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПБ. : Питер, 2000. – 368 с.
- Лебедева, Л. Д. Креативность младших школьников : контекст «развитие» / Л. Д. Лебедева, Н. В. Бибикова. – Ульяновск : УлГПУ, 2004. – 194 с.
- Педагогический терминологический словарь: официальный сайт. С. Петербург: Российская национальная библиотека, 2006 – URL: https://rus–pedagogical–dict.slovaronline.com/ (дата обращения: 21.10.2025).
- Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление и творчество / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. – 1990. – №4. – С. 135–139.
- Педагогическая энциклопедия: официальный сайт. Сибирь: Национальная энциклопедическая служба, 2014 – URL: https://didacts.ru/termin/pedagog-dopolnitelnogo-obrazovanija.html / (дата обращения: 21.10.2025).