УДК 78–053.4(045)
ББК 85.31р
КОТКИНА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА
студент факультета художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, tatyana.kotkina.00@mail.ru
Научный руководитель– Карпушина Лариса Павловна, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»
Ключевые слова: патриотизм, художественно–образовательная среда, методы, приемы, процесс воспитания.
Аннотация: В данной статье представлено теоретическое обоснование и методические рекомендации по формированию патриотической направленности личности учащегося средствами художественно–образовательной среды. Раскрываются возможности включения элементов национального культурного наследия, фольклора и исторического опыта народа в содержание учебного процесса. Предлагаются пути повышения эффективности воспитания патриотизма посредством специально организованных творческих занятий, экскурсий, тематических выставок и иных форм проектной деятельности, позволяющих детям осознать значимость своего вклада в сохранение национальной самобытности и преемственности поколений. Аннотация адресована педагогам дополнительного образования, учителям–предметникам, руководителям школьных музеев и всех заинтересованным лицам, стремящимся обогатить учебно–воспитательную работу средствами художественного образования.
FOSTERING PATRIOTISM IN THE COURSE OF DESIGNING AN ARTISTIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT
KOTKINA TATIANA VALERYEVNA
student Faculty of Art and Music Education, Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
Keywords: patriotism, artistic and educational environment, methods, techniques, education process.
Annotation: This article presents a theoretical justification and methodological recommendations for the formation of a patriotic orientation of a student’s personality by means of an artistic and educational environment. The possibilities of including elements of national cultural heritage, folklore and historical experience of the people in the content of the educational process are revealed. The article suggests ways to increase the effectiveness of patriotism education through specially organized creative activities, excursions, thematic exhibitions and other forms of project activities that allow children to realize the importance of their contribution to the preservation of national identity and the continuity of generations. The abstract is addressed to teachers of additional education, subject teachers, heads of school museums and all interested persons seeking to enrich educational work with the means of art education.
Патриотическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования глубокого чувства любви к своей Родине, осознания ее ценностей, традиций и исторических достижений, а также ответственности за ее будущее. Этот процесс заключается в развитии у учащихся чувства принадлежности, гордости за свою страну и желания внести свой вклад в ее развитие и процветание.
В современном образовательном пространстве особое значение приобретает проектирование художественно–образовательной среды как эффективного инструмента в воспитании патриотизма. Такая среда представляет собой комплекс художественных и культурных ресурсов, созданных с учетом возрастных особенностей и духовных запросов учащихся, способствующих развитию национальной идентичности и гражданской позиции.
Проектирование художественно–образовательной среды – это целенаправленный творческий и организуемый процесс создания образовательного пространства, в котором гармонично сочетаются художественные материалы, культурные ресурсы и современные педагогические технологии. Основная цель этого процесса – сформировать стимулирующую, интересную и развивающую среду, способную способствовать художественно–творческому развитию личности, воспитанию нравственных ценностей и формированию гражданственности.
На педагогическом уровне дизайн включает в себя системное планирование, отбор и интеграцию различных элементов окружающей среды, таких как экспонаты, средства массовой информации, учебные материалы и способы взаимодействия, с учетом возрастных характеристик и духовных потребностей учащихся. Важно учитывать не только эстетику и функциональность пространства, но и его воспитательное значение, способность вызывать положительные эмоциональные реакции, развивать и укреплять моральные и гражданские ценности.
Связь концепции художественно-образовательной среды с патриотизмом проявляется в том, что такая среда становится мощным инструментом формирования у молодежи глубокого чувства любви и гордости за Родину. Внедрение национальных символов, культурных традиций, исторических событий и героических образов, которые помогают учащимся осознать свое культурное наследие и стать носителями уважения к своей стране, имеет особое значение для творчества; окружающая среда. Искусство и культура, интегрированные в образовательное пространство, создают необходимые условия для развития чувства принадлежности, национальной идентичности и ответственности за судьбу Родины.
Художественно-образовательная среда представляет собой пространство, насыщенное элементами изобразительного искусства, музыки, литературы, театра и дизайна, которое целенаправленно используется для развития эстетических чувств, творческой активности и интеллектуальных способностей обучающихся. Она формирует условия для раскрытия внутреннего потенциала ребёнка, развивает способность воспринимать красоту окружающего мира и осмыслять своё отношение к нему.
Создание такой среды тесно связано с процессом патриотического воспитания, поскольку искусство помогает более четко выразить национальные особенности, историю и традиции страны. Процесс патриотического воспитания тесно связан с улучшением такой среды, поскольку искусство помогает наиболее четко выразить национальные особенности, историю и традиции страны. Создание такой среды тесно связано с процессом патриотического воспитания, поскольку искусство помогает более четко выразить национальные особенности, историю и традиции страны. Познакомившись с произведениями русской живописи, музыкой классических композиторов, народными промыслами и литературой, дети знакомятся с понятиями гуманизма, героизма и служения Родине. Оформление художественно-образовательной среды подразумевает включение объектов, отражающих историческое и культурное богатство России, способствующих эмоциональному переживанию важных исторических событий и личному состраданию к героям истории.
Проектирование данной среды включает в себя несколько ключевых аспектов:
- Создание содержательной основы – подбор и интеграция произведений искусства, исторических объектов, символов и традиций, отражающих многообразие и богатство культуры Родины. Например, оформление музеев, учебных пространств с использованием тематических экспозиций, связанных с историей, традициями и культурными достижениями страны.
- Интерактивные и мультимедийные технологии– использование современных средств выражения, таких как виртуальные экскурсии, проекторы, интерактивные квесты, которые позволяют учащимся деятельно взаимодействовать с информацией, погружаясь в культурно-исторический контекст.
- Вовлечение обучающихся – создание условий для активного участия детей и подростков в художественных и культурных проектах: фестивалях, конкурсе рисунков и выставках, тематических вечерах. Это способствует формированию личностного отношения к Родине и развитию чувства сопричастности.
- Социальное партнерство и развитие сообществ– привлечение местных музеев, театров, творческих объединений для проведения совместных мероприятий, воспитательных акций и проектов. Такой подход способствует расширению культурного опыта и укреплению патриотических ценностей.
В процессе проектирования художественно-образовательной среды важно учитывать принципы системности, дифференцированного подхода и интеграции традиционных и инновационных технологий. Создаваемая среда должна не только формировать позитивное отношение к Родине, но и стимулировать личностный рост, развитие гражданской ответственности и креативности учащихся.
Таким образом, правильное проектирование художественно-образовательной среды является мощным средством в воспитании патриотизма, способствуя формированию у молодёжи глубокого чувства любви к своей стране, её культуре и истории, а также ответственности за её будущее.
Проектирование художественной и образовательной среды — это не только формирование эстетического и образовательного пространства, но и стратегический инструмент для развития патриотизма, который с помощью художественных и культурных ресурсов помогает обучать граждан, осознающих свою историческую миссию и свои гражданские обязанности.
В условиях современного образовательного пространства эффективное воспитание патриотизма возможно через системное и гармоничное проектирование художественно-образовательной среды. Такой подход позволяет не только формировать у учащихся глубокое чувство любви и гордости за Родину, но и развивать их эстетические потребности, гражданскую ответственность и культурную идентичность. Создавая образовательное пространство, содержащее национальные ценности, традиции и искусство, педагоги способствуют формированию у молодежи осознанного гражданина, ответственного за сохранение и развитие своей культуры и истории. В результате деятельного взаимодействия с художественно-образовательной средой происходит не только эстетическое развитие, но и воспитание патриотического сознания, являющегося важнейшим условием формирования гражданского и нравственного типа личности.
Список использованных источников
- Агапова, Г. В. Комплексный подход к патриотическому воспитанию / Г. В. Агапова. – Воронеж : ВОИПКРО, 2012. – 71 с. – ISBN 5-8112-0033-1. – Текст : непосредственный.
- Александрова, Г. А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников / Г. А. Александрова. – Москва : Детство-Пресс, 2018. – 40 с. — ISBN 978-5-9067-9717-9. – Текст : непосредственный.
- Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е. Ю. Александрова. – Волгоград : Учитель, 2007. – 203 с. – ISBN 978-5-7057-1246-5. – Текст : непосредственный.
- Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : методическое пособие / Н. В. Алешина. – Москва : ЦГЛ, 2004. – 252 с. – ISBN 5-94916-036-3 . – Текст : непосредственный.
- Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. – URL : http://www.opentextnn.ru/music/interpretation/?id=2797 (дата обращения: 21.12.2022). – Текст : электронный.
- Баранникова, О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Развитие и воспитание / О. Н. Баранникова. – Москва : Аркти, 2015. – 212 с. – ISBN 5-89415-563-0. – Текст : непосредственный.