РАЗВИТИЕ МЕЛОДИЧЕСКОГО СЛУХА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДОМРЕ

УДК 378(045)

ББК 74.58

Панина Юлия Александровна

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,

Милицина Ольга Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования,  Мордовский государственный педагогический университет имени

М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, choral.kaf@yandex.ru

 Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты развития мелодического слуха у младших школьников в процессе обучения игре на домре. Анализируются возрастные особенности слухового восприятия, обосновывается роль инструментального музицирования в совершенствовании слуховых навыков. Особое внимание уделяется влиянию игры на домре на формирование звуковысотного, ритмического и ладового слуха. Представлены основные методы педагогической работы, направленные на развитие слухового восприятия, включая подбор мелодий на слух, работу с метрономом, анализ ладовых структур и слуховой самоконтроль. Сделан вывод о значении комплексного подхода к формированию слуховых способностей в процессе инструментального обучения.

Ключевые слова: мелодический слух, музыкальное восприятие, звуковысотный слух, ритмический слух, ладовый слух, слуховой самоконтроль.

 

Panina Yulia Alexandrovna

undergraduate, faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

Militsina Olga Viktorovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department

art and music education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia, choral.kaf@yandex.ru

 

DEVELOPMENT OF MELODIC EAR OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN DURING DOMRA TRAINING

 

Abstract: The article examines the theoretical and practical aspects of the development of melodic hearing in younger schoolchildren in the process of learning to play the domra. The age-related features of auditory perception are analyzed, and the role of instrumental music making in improving auditory skills is substantiated. Special attention is paid to the influence of playing the domre on the formation of high-pitched, rhythmic and fret hearing. The main methods of pedagogical work aimed at the development of auditory perception are presented, including the selection of melodies by ear, working with a metronome, analysis of fret structures and auditory self-control. The conclusion is made about the importance of an integrated approach to the formation of auditory abilities in the process of instrumental learning.

Key words: melodic hearing, musical perception, high-pitch hearing, rhythmic hearing, fret hearing, auditory self-control.

 

Мелодический слух является важнейшей составляющей музыкального восприятия, определяющей способность человека воспринимать, запоминать и воспроизводить последовательности звуков. По мнению Б. М. Теплова, он представляет собой особый вид слуховой деятельности, основанный на взаимодействии звуковысотного, ладового и ритмического компонентов
слуха [6]. Исследователи, такие как Г. И. Шатковский отмечает, что мелодическое восприятие формируется на основе накопленного музыкального опыта, а также зависит от степени развитости слухового внимания и памяти [8]. Важность данной способности обусловлена ее непосредственным влиянием на успешность обучения музыке и овладения инструментальным исполнительством.

Развитие слуха у младших школьников имеет возрастные особенности, связанные с психофизиологическими характеристиками данного периода. Как отмечает Д. Б. Эльконин, младший школьный возраст характеризуется высокой пластичностью нервных процессов, что способствует активному формированию слухового восприятия [10]. В это время дети обладают повышенной чувствительностью к мелодическим интонациям, что создает благоприятные условия для развития слуха при правильной организации обучения. Однако, как подчеркивает С. С. Король, без систематической тренировки мелодический слух развивается неравномерно, а отсутствие целенаправленной работы может привести к трудностям в интонировании и восприятии мелодических структур [6].

Музыкальное образование играет ключевую роль в формировании слуховых навыков, создавая условия для постепенного совершенствования звуковысотного и ладового слуха. Исследования Б. Л. Березовского показывают, что наибольший эффект достигается при использовании комплексного подхода, включающего развитие интонационной памяти, ритмического чувства и осознания ладовых взаимосвязей. Важную роль в процессе обучения играет метод слухового анализа, позволяющий ученикам осмысленно воспринимать музыкальный материал и осваивать интонационные особенности произведений [1].

Согласно работам Е. А. Игнатьевой, одним из наиболее эффективных методов развития слуха является активное включение ребенка в процесс музицирования, что способствует формированию внутреннего слухового представления [4]. Подобные выводы подтверждаются исследованиями М. И. Наполовой, указывающей на необходимость сочетания слухового анализа, вокальных упражнений и инструментального исполнительства для достижения устойчивого прогресса [7].

Обучение игре на музыкальном инструменте оказывает значительное влияние на формирование слухового восприятия, способствуя развитию звуковысотного, ритмического и ладового слуха. Домра, как щипковый струнный инструмент с характерным тембром и специфической техникой звукоизвлечения, является эффективным средством развития мелодического восприятия у младших школьников. В исследованиях О. В. Кореловой и С. Ч. Кашиной подчеркивается, что занятия на этом инструменте требуют высокой степени слуховой концентрации, поскольку исполнителю необходимо точно интонировать звуки, ощущать ладовые взаимосвязи и корректировать интонацию в процессе игры [5]. Эти навыки формируются постепенно, в ходе систематического обучения, что делает домру мощным инструментом в развитии слуховых способностей.

Одним из ключевых факторов, влияющих на совершенствование мелодического слуха в процессе обучения игре на домре, является работа над звуковысотным слухом. Исследования Б. М. Теплова свидетельствуют о том, что восприятие высоты звуков и их различение развиваются за счет многократного повторения мелодических фраз, выполнения упражнений на подбор мелодий по слуху и интонационного самоконтроля. В практике преподавания широко используются упражнения на повторение коротких фраз, пение нот перед исполнением на инструменте, а также подбор знакомых мелодий без нотного сопровождения [8]. Эти методы позволяют учащимся не только осваивать точную интонацию, но и формировать внутренний слуховой образ мелодии.

Ритмическое развитие в ходе обучения игре на домре также играет значительную роль в формировании слухового восприятия. Согласно исследованиям В. Н. Губского, ритмический слух совершенствуется через работу с метрономом, выполнение ритмических диктантов и практику координации движений правой и левой рук при игре [2]. Для младших школьников особенно эффективными оказываются упражнения, направленные на синхронизацию движений рук с метрическим пульсом, а также подача материала в игровой форме, что повышает уровень вовлеченности. Д. Б. Эльконин отмечает, что в младшем школьном возрасте восприятие ритма связано с моторными ощущениями, поэтому включение физических движений в процесс обучения способствует более точному воспроизведению ритмических рисунков [10].

Развитие ладового слуха в процессе игры на домре требует осознанного восприятия тональных взаимосвязей, что, согласно исследованиям С. П. Досмановой и Л. А. Калантарян, может быть достигнуто путем постепенного освоения различных ладов через исполнение произведений с ярко выраженной ладовой окраской [3]. Элементом работы является анализ мелодий с точки зрения их тонального строения, что позволяет ученикам осваивать понятие устойчивых и неустойчивых звуков, ощущать разрешение тяготений и строить логические связи между элементами мелодии.

Преподаватели используют разнообразные методические приемы, направленные на всестороннее развитие слуховых навыков. Эти приемы включают не только исполнение пьес, но и подбор мелодий на слух, упражнения на развитие слухового самоконтроля и ансамблевую игру.

Таблица 1

Основные компоненты музыкального слуха и методы их развития в процессе обучения игре на домре

Компонент музыкального слуха Описание Методы развития в обучении игре на домре
Звуковысотный слух Способность различать и воспроизводить высоту звуков Подбор мелодий на слух, исполнение гамм и арпеджио, пение нот перед игрой, упражнения на интонацию
Ритмический слух Умение воспринимать, воспроизводить и координировать ритмические структуры Игра с метрономом, ритмические диктанты, упражнения на координацию движений рук
Ладовый слух Ощущение тональных соотношений, устойчивых и неустойчивых звуков Анализ мелодий, исполнение произведений в разных ладах, подбор аккомпанемента
Слуховой самоконтроль Способность корректировать исполнение на основе слухового восприятия Запись собственной игры и анализ, работа в ансамбле, исполнение с замедленным темпом

 

Таким образом, обучение игре на домре оказывает комплексное воздействие на развитие мелодического слуха у младших школьников. Систематическая работа над звуковысотным, ритмическим и ладовым слухом, использование методических приемов, направленных на активное слуховое восприятие, позволяет формировать устойчивые музыкальные навыки. Включение в процесс обучения разнообразных упражнений и практик способствует совершенствованию слухового восприятия, что делает игру на домре эффективным инструментом музыкального развития.

 

Список использованных источников

 

  1. Березовский, Б. Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей / Б. Л. Березовский. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии. – 1982. – № 5. – С. 94-100.
  2. Губский, В. Н. Слуховая работа на уроке сольфеджио в ДШИ на раннем этапе обучения / В. Н. Губский. – Текст: непосредственный // Инновационная наука. – 2022. – № 8-2. – С. 39-42.
  3. Досманова, С. П. Развитие мелодического слуха у детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-исполнительской деятельности / С. П. Досманова, Л. А. Калантарян. – Текст: непосредственный // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. – 2017. – С. 35-37.
  4. Игнатьева, Е. А. Развитие мелодического слуха с использованием компьютерных музыкально-дидактических игр / Е. А. Игнатьева. – Текст: непосредственный // Мир детства в современном образовательном пространстве. – 2016. – С. 150-152.
  5. Корелова, О. В. Проблемы развития слуха и их решение в ДШИ № 2 им. И. П. Гринёва г. Курска / О. В. Корелова. – Текст : непосредственный // Музыкальная культура, педагогика и образование. – 2017. – С. 67-69.
  6. Король, С. С. Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио / С. С. Король. – Текст: непосредственный // Информационные технологии как основа эффективного инновационного развития. – 2022. – С. 97-101.
  7. Наполова, М. И. Развитие мелодического слуха у учащихся младших классов на уроках музыки / М. И. Наполова, А. Ю. Колдуненко. – Текст: непосредственный // Кооперация науки и общества – путь к модернизации и инновационному развитию. – 2023. – С. 201-203.
  8. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей : учебное пособие / Б. М. Теплов. –2-е изд., стер. –Санкт-Петербург : Планета музыки, 2020. – 488 с. – ISBN 978-5-8114-4300-0. –Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/129241 (дата обращения: 03.02.2025).
  9. Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха. Учебное пособие / Г. И. Шатковский. – Москва: Педагогика, 1996. – 138 с. – Текст: непосредственный.
  10. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б.Эльконин. – Москва, 1958. – 324 с. – Текст: непосредственный.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ

Лисичкина Дарья Михайловна

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,

Аннотация: В статье рассматривается актуальность развития творческого воображения у младших школьников в условиях современного образования. Анализируются теоретические основы понятия «творческое воображение» и его роль в формировании креативных личностных качеств. Особое внимание уделяется роли музыкального восприятия как эффективного средства активизации образного мышления и развития воображения.

Ключевые слова: творческое воображение, младшие школьники, музыка, развитие креативности, педагогические технологии, образное мышление.

Lisichkina Darya Mikhailovna Bachelor’s Degree, Faculty of Pedagogical and Art Education, M. E. Evseviev Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia,

DEVELOPING THE CREATIVE IMAGINATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF LISTENING TO MUSIC

      Abstract: The article examines the relevance of the development of creative imagination among younger schoolchildren in modern education. The theoretical foundations of the concept of «creative imagination» and its role in the formation of creative personal qualities are analyzed. Special attention is paid to the role of musical perception as an effective means of activating imaginative thinking and developing imagination.

Keywords: creative imagination, primary school students, music, development of creativity, pedagogical technologies, imaginative thinking.

 

Современное общество предъявляет к личностям новые требования, связанные с развитием креативных и интеллектуальных способностей. Особое значение приобретает формирование у младших школьников творческого воображения — способности создавать оригинальные образы, идеи и решения, выходящие за рамки привычных стереотипов. Читать далее

ФОРМИРОВАНИЕ АРТИСТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВАЛЯКИНА ОКСАНА РОМАНОВНА
студент, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,

Аннотация: В статье раскрывается методика формирования артистизма у младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности.

Ключевые слова: артистизм, внеурочная деятельность, музыка, младшие школьники.

VALYAKINA OKSANA ROMANOVNA

Student, Faculty of Pedagogical and Art Education,
Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia,

FORMATION OF ARTISTRY AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR MUSICAL ACTIVITIES

Annotation: The article reveals the methodology of the formation of artistry among younger schoolchildren in extracurricular musical activities.

Keywords: artistry, extracurricular activities, music, elementary school students.

На сегодняшний день важными качествами личности становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и эмоции, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое начало, во взаимодействии с высокохудожественными образцами музыкальной культуры. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет такое понятие, как артистизм. Читать далее

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

САМАКАЕВА ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА

студент, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

Аннотация: В статье раскрывается целенаправленное применение аудиовизуальных средств оптимизации музыкального образования школьников.

 Ключевые слова: технологии, программы, мультимедиа, проект, музыка, школьники.

 SAMAKAEVA EKATERINA ANDREEVNA

Student, Faculty of Pedagogical and Art Education,

Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia,

FORMATION OF INTEREST IN MUSICAL AND CREATIVE ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDREN THROUGH AUDIOVISUAL TECHNOLOGIES

Abstract: The article reveals the purposeful use of audiovisual means to optimize the musical education of schoolchildren.

Keywords: technologies, programs, multimedia, project, music, schoolchildren.

 

В современном мире аудиовизуальные технологии играют ключевую роль в образовательном процессе. Они не только обогащают учебный опыт, но и создают новые возможности для привлечения интереса школьников к различным видам деятельности, включая музыкально-творческую. В данной статье мы рассмотрим, как аудиовизуальные технологии способствуют формированию интереса к музыке и творчеству у учащихся, а также предложим подходы к их интеграции в учебный процесс. Читать далее

Первоначальные навыки игры на гитаре

Солдатова А. А.

студент МГПУ им. М. Е. Евсевьева

Аннотация: Статья раскрывает основные положения методики обучения игры на гитаре для начинающих.

Ключевые слова: музыкальное образование, гитара, настройка гитары

Научиться играть на гитаре — это увлекательный и интересный процесс, который требует терпения и практики. Гитара — это универсальный инструмент, который подходит для различных музыкальных стилей, от классической музыки до рока и попа. Мы рассмотрим основные навыки, которые помогут начать музыкальное путешествие. Читать далее

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

УДК 37:78(045)

ББК 74.200

ПОТАПОВА МАРИЯ ИГОРЕВНА

студентка факультета среднего профессионального образования Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, potapova.mashka@inbox.ru

 Научный руководитель: Заварыкина Альбина Рифятовна

Аннотация: В статье раскрываются возможности слушания музыки как эффективного средства развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников. Автор анализирует психолого-педагогические аспекты влияния слушания музыки на развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников. Особое внимание уделяется систематическому и методически грамотно организованному слушанию музыки на уроках, способствующему значительному обогащению эмоционального опыта младших школьников, развитию их способности к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости.

Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, слушание музыки, младшие школьники, урок музыки, эмоции, эмоциональная сфера.

 

LISTENING TO MUSIC AS A MEANS OF DEVELOPING EMOTIONAL RESPONSIVENESS IN PRIMARY SCHOOL

 POTAPOVA MARIA IGOREVNA

student, faculty of secondary vocational education Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, potapova.mashka@inbox.ru

 

Scientific supervisor: Zavarykina Albina Rifiatovna

Abstract:  The article reveals the possibilities of listening to music as an effective means of developing emotional responsiveness in primary school students. The author analyzes the psychological and pedagogical aspects of the influence of listening to music on the development of emotional responsiveness in primary school students. Particular attention is paid to systematic and methodically competently organized listening to music in lessons, which contributes to a significant enrichment of the emotional experience of primary school students, the development of their ability to empathize and emotional responsiveness.

Key words: emotional responsiveness, listening to music, primary school students, music lesson, emotions, emotional sphere.

 

В современной образовательной парадигме особое внимание уделяется развитию эмоционального интеллекта как важнейшей составляющей личностного роста. Эмоциональная отзывчивость, понимаемая как способность человека адекватно реагировать на эмоциональные проявления окружающих и художественные образы, занимает центральное место в этом процессе. Музыкальное искусство, обладая непосредственным эмоциональным воздействием, представляет собой уникальный образовательный ресурс для решения данной задачи. Читать далее

ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ

УДК 377.031.4:78.071.2

ББК 74.200.544.4 + 85.313(2)

 ВИДМАНОВА ЕКАТЕРИНА СТЕПАНОВНА

студентка 5 курса факультета педагогического и художественного образования Мордовского государственного педагогического университета, г. Саранск, Россия, coconut.105@mail.ru

ПАРШИНА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, l.g.parshina@yandex.ru

 

Ключевые слова: нравственное воспитание, подростки, песня, отечественные композиторы, патриотизм, духовно-нравственные ценности, музыкальная педагогика, педагогический эксперимент, культурное наследие, эмоциональное развитие.

Аннотация: Статья посвящена проблеме нравственного воспитания подростков в условиях современного социокультурного кризиса, характеризующегося девальвацией традиционных ценностей. Теоретически обоснован и экспериментально проверен потенциал песенного творчества отечественных композиторов как средства формирования нравственных качеств. Результаты педагогического эксперимента, включавшего активные формы работы с песней (уроки-дискуссии, фестивали), подтвердили гипотезу о положительном влиянии системного использования музыкального материала на развитие патриотизма, эмпатии и ответственности у подростков.

SONG CREATIVITY OF DOMESTIC COMPOSERS IN THE MORAL EDUCATION OF ADOLESCENTS

 VIDMANOVA EKATERINA STEPANOVNA

5th year student, Faculty of Pedagogical and Art Education, Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

PARSHINA LARISA GENNADIEVNA

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Art and Music Education of the Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

Keywords: moral education, adolescents, song, domestic composers, patriotism, spiritual and moral values, music pedagogy, pedagogical experiment, cultural heritage, emotional development.

Abstract: The article is devoted to the problem of moral education of adolescents in the context of the modern socio-cultural crisis, characterized by the devaluation of traditional values. The potential of the song creativity of domestic composers as a means of forming moral qualities is theoretically substantiated and experimentally tested. The results of a pedagogical experiment that included active forms of work with songs (discussion lessons, festivals) confirmed the hypothesis about the positive impact of the systematic use of musical material on the development of patriotism, empathy and responsibility in adolescents.

 

Актуальность проблемы нравственного воспитания подростков в условиях современных социокультурных трансформаций, характеризующихся разрушением традиционных ценностей, ростом индивидуализма и негативным влиянием информационной среды, не вызывает сомнений. Поиск эффективных педагогических инструментов формирования нравственных ориентиров является важной задачей. Песенное творчество отечественных композиторов (А. Пахмутова, В. Шаинский, Е. Крылатов, Д. Тухманов), обладающее глубоким художественно-образным и смысловым потенциалом, рассматривается как значимое средство решения данной задачи. Читать далее

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР

Прохорова Татьяна Александровна

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,

Аннотация.  В статье рассматривается развитие познавательной активности младших школьников через использование музыкальных игр. Предлагаются различные виды музыкальных игр, направленных на активизацию интереса учащихся к учебному процессу. Статья будет полезна педагогам и родителям, стремящимся к созданию стимулов для обучения и гармоничного развития детей.

Ключевые слова: познавательная активность, младшие школьники, музыкальные игры, эмоциональное восприятие, образовательный процесс, внимание, память, творческое самовыражение.

 

PROKHOROVA TATIANA ALEKSANDROVNA

undergraduate, faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

 

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN THROUGH MUSICAL GAMES

Annotation.Thearticleexamines the development of cognitiveactivity of youngerschoolchildrenthrough the use of musicalgames.Varioustypes of musicalgames are offered,aimedatactivatingstudents’ interest in thelearningprocess. The articlewill be useful for teachersandparentsseekingtocreateincentivesforlearningandharmoniousdevelopment of children.

Keywords: cognitive activity, primary school students, musical games, emotional perception, educational process, attention, memory, creative self-expression.

 

Музыка – это замечательный инструмент для формирования и развития познавательной активности у младших школьников. Вопросы обучения в начальной школе требуют особого внимания, и именно через музыку можно эффективно стимулировать любознательность и творческое мышление детей. Музыкальные игры позволяют не только привнести элементы радости и веселья в обучение, но и значительно повысить уровень вовлечённости учащихся. Они не только делают уроки интересными и увлекательными, но и развивают множество важных навыков. В процессе игры дети учатся слушать, запоминать мелодии, распознавать ритмы и работать в команде. Читать далее

ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 7.041

ББК 85.12

Козлова Светлана Яковлевна 

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия.

Научный руководитель: Шишкина С. В., к.п.н., доцент

Аннотация: В статье рассматривается роль музыкального восприятия как эффективного инструмента развития творческих способностей младших школьников. Автор анализирует психолого-педагогические аспекты влияния музыки на воображение, эмоциональный интеллект и креативное мышление детей в возрасте 7–11 лет. Особое внимание уделяется методам интеграции музыкальных занятий в образовательный процесс, включая активное слушание, импровизацию и междисциплинарные проекты. На основе современных исследований и практических примеров доказывается, что систематическое взаимодействие с музыкой не только усиливает художественные навыки, но и способствует развитию когнитивных и социальных компетенций. Статья адресована педагогам, психологам и родителям, заинтересованным в раскрытии творческого потенциала детей через искусство.

Ключевые слова: восприятие музыки, творческие способности, младшие школьники, музыкальная педагогика, креативное развитие.

Kozlova Svetlana Yakovlevna
Bachelor’s degree, Faculty of Pedagogical and Art Education,
Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev,
Saransk, Russia

MUSIC PERCEPTION AS A MEANS OF DEVELOPING CREATIVE ABILITIES IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Abstract: The article examines the role of music perception as an effective tool for developing creative abilities in primary school children. The author analyzes psychological and pedagogical aspects of music’s influence on imagination, emotional intelligence, and creative thinking in children aged 7–11 years. Special attention is paid to methods of integrating music classes into the educational process, including active listening, improvisation, and interdisciplinary projects. Based on contemporary research and practical examples, it is demonstrated that systematic engagement with music not only enhances artistic skills but also contributes to the development of cognitive and social competencies. The article is addressed to teachers, psychologists, and parents interested in unlocking children’s creative potential through art.

Keywords: music perception, creative abilities, primary school children, music pedagogy, creative development.

(Note: The translation maintains all academic formatting conventions while adapting Russian stylistic norms to English academic standards. The institutional name is presented with its official English designation, and key pedagogical terms are rendered with their most precise equivalents in English educational literature.)

Музыка играет важную роль в развитии личности ребенка, особенно в младшем школьном возрасте, когда формируются основы творческого мышления, эмоциональной сферы и познавательных процессов. Восприятие музыки не только обогащает внутренний мир ребенка, но и стимулирует его воображение, креативность и способность к самовыражению. В данной статье рассматривается влияние музыкального восприятия на развитие творческих способностей младших школьников и предлагаются практические методы использования музыки в образовательном процессе. Читать далее

НАВЫКИ ИГРЫ С ЛИСТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

УДК 7.041

ББК 85.12

Бутчина Карина Андреевна

студентка факультета педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,bythina.urina@mail.ru

Руководитель – Шутова Т. А., старший преподаватель кафедры художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

 

Аннотация: Анализ нотного текста является важной предпосылкой грамотного чтения с листа. Он активизирует музыкально-теоретическое мышление, приобщает исполнителя к самостоятельному определению аппликатуры и ритмических особенностей музыкального произведения.

Ключевые слова: музыкальный ритм, музыкальный слух, художественный образ.

 Butchina Karina Andreevna

student of the Faculty of Pedagogical and Art Education

Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia,

bythina.urina@mail.ru

THE SKILLS OF PLAYING FROM SCRATCH IN

THE DEVELOPMENT OF THE STUDENT’S CREATIVE ABILITIES.

 Abstract: The analysis of musical notation is an important prerequisite for competent reading from a sheet. It activates musical and theoretical thinking, introduces the performer to the independent definition of fingering and rhythmic features of a musical composition.

 Keywords: musical rhythm, musical ear, artistic image.

 

Самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой открывает чтение с листа. В формировании музыканта-исполнителя чтение нот с листа имеет огромное значение. Умение свободно читать ноты определяет темп развития обучающегося. В процессе чтения с листа проходит три стадии: вижу – слышу – играю. «Вижу» — это этап зрительного восприятия, педагог стремится к тому, чтобы обучающийся воспринимал нотный текст, как можно более полно: видел тональность, размер, нюансы, чуть позже предъявляются требования к соблюдению темпа и характера. Читать далее