Дадушкина Екатерина Сергеевна
студентка факультета педагогического и художественного образования, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, ekaterinadaduskina4@gmail.com
Руководитель – Козлова Т. А., кандидат исторических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Аннотация: В статье рассматривается проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах. Отмечается, что игра на музыкальных инструментах активизирует работу мозга, улучшает координацию движений и повышает общий уровень креативности детей.
Ключевые слова: ритм, чувство ритма, детские музыкальные инструменты, дошкольный возраст.
DEVELOPMENT OF THE SENSE OF RHYTHM IN PRESCHOOL CHILDREN DURING PLAYING ON CHILD MUSICAL INSTRUMENTS
Dadushkina Ekaterina Sergeevna
student of the Faculty of Pedagogical and Art Education
Mordovian State Pedagogical University
named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia
ekaterinadaduskina4@gmail.com
Supervisor: Kozlova T.A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Art and Music Education
Mordovian State Pedagogical University
named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia
Abstract: This article examines the development of a sense of rhythm in preschool-aged children through playing musical instruments. It is noted that playing musical instruments activates brain function, improves motor coordination, and enhances children’s overall creativity.
Keywords: rhythm, sense of rhythm, children’s musical instruments, preschool age.
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в наше время является очень актуальным, так как оно способствует не только развитию музыкальных способностей, но и затрагивает другие сферы развития. С его помощью у детей повышается концентрация внимания и памяти, совершенствуется мелкая моторика рук и общая двигательная координация. Поэтому можно считать, что ритм – основа не только музыкальных произведений, но и всей нашей жизни. Биение сердца, день и ночь, смена времен года, переход дороги по светофору, все это имеет прямое отношение к ритму. Такие профессии как врачи, моряки и многие другие без чувства ритма не могли бы профессионально выполнять свои обязанности. Отсюда можно сделать вывод о том, что развитие чувства ритма у детей в дошкольном возрасте очень важно, дети обретают гармонию с внешним миром в дальнейшем.
Чувство ритма можно развивать с помощью различных способов. Зинаида Квитко предлагала развивать эту деятельность подражанием взрослым, в процессе совместного исполнения ритмических упражнений, голосом, руками, ногами, движениями тела [3]. Дмитрий Кабалевский считал, что игровой процесс наиболее подходящ для развития этой деятельности [2].
Чувство ритма трудно поддается развитию. Ритмические возможности детей недостаточно активизируются, если процесс музыкального воспитания будет включать только подражание взрослым и игровые упражнения. По мнению Елены Арсеновой одним из эффективных способов является игра на простейших детских музыкальных инструментах: треугольник, маракасы, барабаны, колокольчики и многие другие [1]. Психологом Д. Б. Элькониным было доказано, что игра на детских музыкальных инструментах активизирует работу мозга, улучшает координацию движений и повышает общий уровень креативности детей [4]. Поэтому педагоги по большей части предпочитают развивать ритм через игру на простейших инструментах.
Ритмическое чувство развивается в процессе игры знакомых песен на металлофонах и ксилофонах, при исполнении вокальной линии произведений и произведениям для слушания. Занимаясь такой деятельностью, дошкольники обращают внимание на ритмическое развитие музыки, стараются пережить его, эмоционально реагируют, пропускают через себя. Говоря о том, что чаще используется знакомая музыка, нужно не забывать о том, что не любое произведение дети смогут охватить целиком, поэтому для первоначального материала для формирования чувства ритма следует выбирать небольшие песенки, пьески, классические произведения для детей русских композиторов. К таким можно отнести 24 фортепианные пьесы Петра Ильича Чайковского из цикла «Детский альбом», сборник коротких фортепианных пьес «Бирюльки» Самуила Моисеевича Майкапара, цикл «Тридцать детских пьес» Дмитрия Борисовича Кабалевского и других композиторов.
Также для развития чувства ритма можно использовать музыкально-дидактические игры. Детям предлагается прослушивать музыкальные фрагменты, после угадать какой это темп. Под каждый темп дети могут выполнять разные движения, что помогает закрепить понимание связи физического развития и музыкального. Также дошкольники могут исполнять произведения на детских музыкальных инструментах с разным темпом, чтобы почувствовать разницу в восприятии. Для более легкого усвоения детьми дошкольного возраста ритма произведений рекомендуется сначала прохлопать, протопать ритм, исполнить голосом, и, только потом пробовать исполнить на музыкальном инструменте. Детям старшего дошкольного возраста предоставляется возможность импровизировать в рамках заданного ритма. Педагог исполняет мелодию и предлагает детям сымпровизировать мелодию в данном темпе. Многие педагоги разрабатывают авторские задания для более упрощенного ознакомления и сформированности чувства ритма.
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста путем игры на детских музыкальных инструментах оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. Этот процесс позволяет совершенствовать координацию движений, улучшать концентрацию внимания и стимулировать творческие способности.
Игра на простейших музыкальных инструментах, таких как треугольник, маракасы, барабаны и колокольчики, активно задействует мозговые структуры, способствуя когнитивному развитию. Применение метода игрового взаимодействия и включение элементов творчества способствуют формированию устойчивого интереса к музыке и ритму.
Список использованных источников
- Арсенова, Е. А. Использование музыкальных инструментов в работе с детьми-дошкольниками / Е. А. Арсенова. – Текст : непосредственный // Современные подходы в детском образовании. – 2015. – № 2. – С. 45–52.
- Кабалевский, Д. Б. Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста / Д. Б. Кабалевский. – Москва : Просвещение, 1981. – 240 с. – Текст : непосредственный.
- Квитко, З. А. Развитие ритмического слуха у детей : учебно-методическое пособие / З. А. Квитко. – Санкт-Петербург : Композитор, 2003. – 184 с. – Текст : непосредственный.
- Эльконин, Д. Б. Психология детской игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : Педагогика, 1978. – 352 с. – Текст : непосредственный.