УДК 37.0(045)
ББК 74.202.68
П 56
Понетайкина Анастасия Александровна
студент факультета художественного и педагогического образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия.
Руководитель – Козлова Тамара Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия
Аннотация: в статье рассматривается педагогический аспект формирования навыков создания иллюстраций к детскому журналу средствами компьютерной графики у обучающихся. Отмечается, что процесс создания иллюстраций к детскому журналу представляет собой одну из форм творческой самореализации учеников, способствующую формированию художественного вкуса, развитию пространственного мышления и повышению уровня технической грамотности.
Ключевые слова: иллюстрации, детский журнал, графические редакторы, навык, компьютерная графика.
PEDAGOGICAL ASPECTS OF TEACHING STUDENTS TO CREATE ILLUSTRATIONS FOR A CHILD’S MAGAZINE USING COMPUTER GRAPHICS
ANASTASIA ALEKSANDROVNA PONETAIKINA
Student, Faculty of Art and Pedagogical Education, Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia.
Supervisor –TAMARA ALEKSEEVNA KOZLOVA
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Art and Music Education, Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia
Abstract: The article discusses the pedagogical aspect of developing students’ skills in creating illustrations for children’s magazines using computer graphics. It is noted that the process of creating illustrations for children’s magazines is a form of students’ creative self-realization that contributes to the development of artistic taste, spatial thinking, and technical literacy.
Keywords: illustrations, children’s magazine, methods of teaching illustration creation, graphic editors, skill, computer graphics.
В эпоху внедрения цифровых технологий в образование, актуализируется задача развития художественных компетенций школьников посредством освоения компьютерной графики. Учащиеся школьного возраста обладают повышенным уровнем интереса к искусству и высокой степенью усвоения новых знаний и умений, что делает этот период оптимальным для начала изучения основ компьютерной графики. Компьютерная графика является мощным инструментом для создания разнообразного визуального контента. Её возможности охватывают разработку логотипов, баннеров, дизайн обложек книг, рисование пейзажей, стилизацию портретов, подготовку презентационных материалов, а также создание иллюстраций для детских журналов.
«Иллюстрация – это изображение, сопровождающее и поясняющее литературный или иной материал, создающее зрительный образ текста» [1].
Иллюстрации играет первостепенную роль в детской литературе, поскольку именно визуальная составляющая становится первым шагом к знакомству ребёнка с книгой. Многие исследователи (Б. Степанцев, Л. П. Якимович, А. К. Семенова) отмечают важность соответствия иллюстраций возрасту и интересам юных читателей, а также их способности поддерживать развитие сюжета и вызывать положительные эмоции. Например, известный детский художник Борис Степанцев утверждал, что «иллюстрация должна помогать ребёнку проникнуть в глубину сюжета, увидеть и почувствовать характер героев» [5].
В условиях постоянно возрастающих требований к качеству иллюстраций, традиционные методы рисования зачастую не справляются с реализацией всех творческих замыслов. В ответ на это, освоение новых инструментов, в частности компьютерной графики, становится насущной необходимостью. Благодаря ей педагоги получают уникальную возможность развивать у обучающихся необходимые навыки и умения, позволяющие создавать оригинальные и запоминающее иллюстрации, способные привлечь внимание ребёнка и пробудить интерес к чтению.
Проблемой формирования навыков создания иллюстраций средствами компьютерной графики занимались многие ученые: Т. С. Васильева, Е. В. Ситникова, Б. Е. Степанцев, С. А. Шутов и т.д.
Исследования показывают, что современные технологии открывают новые горизонты для творчества и самовыражения. Именно поэтому ключевую роль играет компьютерная графика, поскольку она дает возможность создавать яркие и привлекательные визуальные образы, идеально подходящие для юных читателей.
«Компьютерная графика – это современный метод создания различных изображений с помощью компьютерного оборудования и программного обеспечения, отображения их на экране монитора и последующего сохранения в файл или распечатки на принтере» [2]. Она выступает в качестве неотъемлемого инструмента, открывающего новые перспективы для обучающихся.
Создание иллюстраций посредством компьютерной графики предполагает наличие специальной подготовки и освоение определенных навыков.
«Навык – умение выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или решения типовых задач в производственной или учебной деятельности.» Представленное определение подчеркивает, что для эффективного приобретения навыков критически важно многократное повторение действий [3].
Формирование навыков создания иллюстраций средствами компьютерной графики представляет собой систематический процесс, направленный на постепенное приобретение и закрепления практических навыков, позволяющих обучающимся успешно применять их в процессе создания иллюстраций для детских журналов. Этот процесс охватывает широкий спектр направлений, каждый из которых играет ключевую роль в развитие профессионализма будущих иллюстраторов.
- Владение графическими программами.
Одним из фундаментальных компонентов для создания иллюстрации является уверенное владение графическими программами, такими как Adobe Illustrator, СorelDRAW, Figma и прочее специализированные инструменты.
Для того, чтобы обучающиеся могли достичь высокой и эффективной работы в данных программах, им необходимо регулярно изучать обновления программного обеспечения, участвовать в различных курсах и онлайн-уроков, осваивать видеоматериалы и формировать собственный набор полезных скриптов и шаблонов.
- Композиционные построение иллюстрации
Иллюстратор должен обладать глубоким пониманием композиции, что включает в себя умение гармонично располагать элементы, добиваться равновесия, создания динамики и выделения ключевых точек. Эффективное расположение объектов на листе – залог максимального воздействия на зрителя и вызова желаемых эмоций.
Детям постичь тонкости композиционного построения помогут классические источники (например, труды Э. И. Жуковской), практические занятия по созданию эскизов, изучение работ других художников.
- Способность к стилизации и стилю
Для создания иллюстраций необходимо обладать широким спектром стилистических навыков – от реалистичного изображения до абстрактных форм. Ключевым является умение легко переходить от одного стиля к другому и, в конечном итоге, сформировать свой собственный стиль, узнаваемый авторский почерк.
Развитию этих способностей способствует регулярная практика в различных жанрах и направлениях, особенно с использованием специализированных онлайн-платформ, видеоматериалов и т. д.
- Восприятие пространства и объема
Что бы создавать реалистичную глубину и объёмность в иллюстрациях необходимо глубокое понимание принципов перспективы и способность создавать иллюзию трехмерности на плоскости. Навыки моделирования трехмерных объектов являются неотъемлемой частью современного иллюстратора.
Освоение этих навыков предполагает изучение основ линейной и воздушной перспективы, активную работу над индивидуальными проектами, практику в создании объёмных моделей и регулярное посещение музеев и галерей.
- Работа с цветом и светом
Основой визуальной привлекательности любого изображения является знание цветоведения и правильное использование света. Высокий уровень мастерства иллюстратора проявляется в умелом применении цветовой палитры, нюансов оттенков и контрастов.
Глубокое изучение колористики, самостоятельная работа над цветовыми решениями, участие в творческих проектах и анализ классического искусства – ключевые этапы освоения этой области.
- Визуально повествование
Иллюстрация служит средством передачи повествования или идеи дот аудитории. Мастерство иллюстратора заключается в способности передать суть, будь то мысль или чувство, в одном изображении, сочетая информативность и художественную выразительность.
Практика включает в себя работу с художественными элементами, создание комиксов и презентация, разработку анимации, а также изучение и анализ работ выдающихся художников прошлого и современности.
Иллюстрации в детских журналах играют ключевую роль в привлечении детской аудитории, обеспечении развлекательного воздействия и содействии образовательному процессу. Поэтому умение создавать качественные иллюстрации приобретает особую ценность для специалистов, работающих в области детской культуры.
Компьютерная графика существенно расширяет творческий арсенал дизайнеров, позволяя создавать для детских журналов иллюстрации, которые поражают своей яркостью, красочностью и оригинальностью.
В процессе освоения этих инструментов дети получают ценный опыт, развивая такие важные навыки, как внимательность к деталям, способность анализировать пространство и перспективу, а также тренируя свою фантазию и пространственное мышление. Создание иллюстрации становится для них платформой для творческого самовыражения, подогревает интерес к искусству и литературе, и учит их визуально передавать эмоции и чувства, что оказывают положительные влияние на формирование личности.
Процесс создания иллюстраций к детскому журналу представляет собой одну из форм творческой самореализации учеников, способствующую формированию художественного вкуса, развитию пространственного мышления и повышению уровня технической грамотности.
Список использованных источников
- Бердиев, Р. К. Компьютерная графика и её применение / Р. К. Бердиев. – Текст: электронный // Теория и практика современной науки. – 2019. – № 2 (44). − URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternaya-grafika-i-eyo-primenenie (дата обращения: 12.09.2025).
- Васильева Т. С. Особенности иллюстрирования глянцевого журнала // Вестник МГУП. 2013. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-illyustrirovaniya-glyantsevogo-zhurnala (дата обращения: 01.11.2025).
- Волошина И. А. Понятие навыка в составе образовательной и профессионально-трудовой терминологии / И. А. Волошина, П. Н. Новиков. – Текст: электронный // Социально-трудовые исследования. – 2020. – № 3 (40). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-navyka-v-sostave-obrazovatelnoy-i-professionalno-trudovoy-terminologii (дата обращения: 24.10.2025).
- Рубинштейн, Л. М. Издательская продукция и читатель / Л. М. Рубинштейн. – Текст : непосредственный // Исследования и материалы. – Вып. XVIII. – Москва : Книга, 1971. – С. 203–204.
- Ситникова, Е. В. Иллюстрация как визуальный компонент контента детских изданий / Е. В. Ситникова. – Текст: электронный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – №2-1 (56). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/illyustratsiya-kak-vizualnyy-komponent-kontenta-detskih-izdaniy (дата обращения: 24.10.2025).
- Степанцев, Б. Е. Воспитание художника в ребенке / Б. Е. Степанцев. – Ленинград : Детгиз, 1965. – 78 с.