УДК 75.041.5
ББК 85.147.5
Бикеев Марк Владимирович
студент ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)
Аннотация: материалы статьи представляют результаты исследовательской работы, направленной на выявление и теоретическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие музыкальной памяти обучающихся через внедрение мультимедийных технологий в образовательный процесс.
Ключевые слова: педагогические условия, музыкальная память, развитие музыкальной памяти, музыкальное образование, обучение музыки.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MUSICAL MEMORY OF STUDENTS USING MULTIMEDIA TOOLS
Bikeev Mark Vladimirovich
Student Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
Abstract: materials of the article present the results of research aimed at identifying and theoretical justification of pedagogical conditions that ensure the effective development of the musical memory of students through the introduction of multimedia technologies into the educational process.
Key words: pedagogical conditions, musical memory, development of musical memory, musical education, music training.
Музыкальная память является результатом музыкального обучения и основой музыкальной деятельности детей, обучающихся в общеобразовательной школе. Развитие музыкальной памяти обучающихся является важным компонентом музыкального образования и развития музыкальных способностей детей. В условиях стремительного технологического прогресса и внедрения цифровых технологий в образовательную практику, возникает необходимость в разработке новых методических приемов, способствующих эффективному развитию музыкальной памяти обучающихся. Одним из эффективных средств развития музыкальной памяти, могут стать средства мультимедиа, позволяющие воздействовать на различные виды музыкальной памяти (звуковую, зрительную, логическую и др.).
Развитие музыкальной памяти в контексте музыкальных способностей и теоретических положений музыкальной психологии рассматривается в работах В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. И. Петрушина, Т. И. Стражниковой, В. А. Цуккермана, Г. М. Цыпина и др. Исследований, направленных на развитие музыкальной памяти обучающихся с использованием средств мультимедиа нами не обнаружено. Однако, вопросам использования средств мультимедиа в музыкальном образовании посвящены труды И. М. Красильникова, Н. С. Мошкаровой, А. Камерис, И. Б. Горбуновой, Г. Р. Тараевой и др. В рамках опытно-экспериментального исследования были разработаны методические рекомендации для внедрения педагогических условий, способствующих повышению уровня развития музыкальной памяти обучающихся. Эти рекомендации основываются на использовании средств мультимедиа, что позволяет значительно развить музыкальную память обучающихся.
В ходе теоретического осмысления и обобщения материала литературных источнков нами были определены педагогические условия, способствующие развитию музыкальной памяти у обучающихся, а также повышению эффективности образовательного процесса в рамках музыкальных занятий, реализуемых с применением средств мультимедиа, а именно:
– использование дидактических возможностей мультимедиа с целью формирования у обучающихся устойчивых навыков восприятия, запоминания и воспроизведения музыкальных произведений;
– насыщение уроков музыки средствами мультимедиа для глубокого восприятия музыкального материала и активизации интереса обучающихся;
– внедрение разнообразных методических приемов на уроках музыки при использовании средств мультимедиа.
Рассмотрим каждое педагогическое условие подробнее.
Первое педагогическое условие – использование дидактических возможностей мультимедиа с целью формирования у обучающихся устойчивых навыков восприятия, запоминания и воспроизведения музыкальных произведений.
Для реализации данного условия необходимо сформировать учебно-методическую базу мультимедийных средств обучения для проведения уроков музыки, которая будет содержать программные приложения, презентации по изучаемым темам, контролирующие компьютерные тесты. Желательно все программные приложения систематизировать. Для хранения большого объема мультимедийной информации можно использовать различные типы носителей, включая внешние жесткие диски, облачные хранилища, сетевые хранилища и системы хранения данных.
Для развития музыкальной памяти на уроках музыки можно использовать следующие мультимедийные игровые программы: «Учимся понимать музыку», «Музыкальная мозаика», «Звуковая дорожка», «Башня знаний», «Кто хочет стать отличником?!» и др. Данные компьютерные программы позволяют знакомиться с классическими музыкальными произведениями в развлекательно-познавательном виде, что делает их особенно привлекательными. Рассмотрим некоторые из них.
Музыкальная обучающая программа «Алиса и Времена года» из серии «Играем с музыкой» основана на классических произведениях Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» и Антонио Вивальди «Времена Года». Увлекательный сценарий программы потребует особого внимания, любознательности и направлена на развитие музыкального слуха.
Развивающая игра «Волшебная флейта» продолжает серию детских программ «Играем с музыкой» и сочетает в себе, как и другие программы данной серии, игры, викторины, сказочные приключения и музыкальную энциклопедию. Игровые задания объединены общим сюжетом.
Программа «Щелкунчик» из серии «Играем с музыкой» позволяет погрузиться в мир классической музыки, почувствовать и оценить всю красоту и волшебство чарующих мотивов из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Уровень сложности загадок и викторин, объединенных общей сюжетной линией игровой части программы можно подобрать в соответствии с возрастом ребенка, а при необходимости воспользоваться подсказкой волшебного обитателя дома музыки. Музыкальная энциклопедия содержит информацию об истории создания балета «Щелкунчик» и биографические сведения о выдающемся русском композиторе П. И. Чайковском. Программа поможет развить музыкальный слух, музыкальные способности, научит различать музыкальные инструменты.
Программа «Знакомство с театром» из серии аудиоэнциклопедий «Уроки дяди Кузи и Чевостика». Диск рассчитан для детей от 4 до 10 лет. В легкой и доступной форме веселого музыкального спектакля программа знакомит с устройством театрального зала и сцены, повествует о театральных профессиях и работе актера. В игровой форме ребенок может познакомиться с основными жанрами театрального искусства (комедией, мелодрамой, трагедией), узнать виды театров, освоить и проверить специальную терминологию связанную с театром. Более того, программа направлена на усвоение основных правил поведения во время театрального действия и в антрактах.
Программа «Музыкально-ритмические упражнения» из серии «Развивалочки. Гимнастика (методика Железновых)» поможет развить у детей музыкальный слух, чувство ритма, координацию, научит любить и понимать музыку.
Программа «Народные инструменты» из серии «Аудиоэнциклопедии. Уроки дяди Кузи и Чевостика» для возрастной группы от 4 до 10 лет познакомит с русскими народными инструментами и с их звучанием. Диск раскроет историю возникновения и преобразования музыкальных инструментов до наших дней, познакомит детей с тембрами балалайки и домры, трещоток и ложек, колокольчиков и бубенчиков, рожков и свирели. Музыкальное оформление диска основано на использовании народных мелодий. Кроме того, дети пополнят знания о скоморохах и об оркестре народных инструментов. В программе заложена функция освоения и закрепления музыкальной теории.
Программа «Играем с музыкой: Щелкунчик» удачно сочетает увлекательную игру, музыкальную энциклопедию и сказочное приключение в мире музыки. Диск познакомит детей с биографией выдающегося русского композитора П. И. Чайковского и историей создания балета «Щелкунчик».
Программа «Звуковая дорожка» развивает навыки слухового синтаксического анализа и основывается на сложении музыкальной мозаики различных классических сочинений из предложенных звуковых фрагментов.
Программа «Музыкальная мозаика» основана на складывании отдельных нотных фрагментов в целый нотный текст. Игра направлена на развитие логики составления нотного текста музыкального построения из отдельных тактов. Это своего рода музыкальный диктант, развивающий музыкальное мышление и внутренний слух. В программе заложена функция прослушивания в любой момент, как конечного результата, так и складываемые фрагменты независимо от того, сколько ячеек заполнено. Озвучивание нотного текста позволяет проверить правильность собранной последовательности фрагментов.
Программа «Учимся понимать музыку» – практический курс из серии «Школа развития личности» «Кирилла и Мефодия», включающий интерактивные упражнения, тестовые задания.
Программа «Башня знаний» – мультимедийная игровая программа предлагающая решить целую серию задач различного характера с целью освобождения жителей сказочной страны. Программа содержит игры и загадки, занимательные задания не только по музыке, но и по грамматике, физике, арифметике, правилам дорожного движения.
Программа-тестирование «Кто хочет стать отличником?!» аналогична известной телевизионной игре «Кто хочет стать миллионером?». Она дает возможность самостоятельно создавать тесты и редактировать их.
Среди мультимедийной продукции встречаются программы с звучащими иллюстрированными музыкальными рассказами. Мультимедийные диски с видеофильмами о композиторах, исполнителях, артистах, музыкальных и театральных деятелях; с аудиокнигами, посвященными музыкальным произведениям и о музыкальных инструментах; с записями музыкальных произведений мировой музыкальной культуры, могут стать основой для подготовки презентаций и других контрольно-измерительных средств для оценивания знаний на уроках музыки.
Использование данных мультимедийных приложений направлено на знгакомство с классическими музыкальными произведениями, улучшение восприятия музыкальных произведений и усвоение учебного материала.
В настоящее время существует большое количество мультимедийных приложений, которые можно использовать на уроках музыки. Например: «Чайковский. Щелкунчик – Танец Феи Драже», «В гостях у инструментов симфонического оркестра», «Музыкальные инструменты и игрушки: Колокольные звоны», «Аудиоэнциклопедия Дяди Кузи и Чевостика: Народные инструменты», «Знакомимся с инструментами симфонического оркестра», «Музыкальные инструменты и игрушки: Труба и барабан», «Золотая арфа кельтов», «Alizbar — Metamorphoses of Ann’ (кельтская арфа)», «Академия занимательных искусств: Музыка. Колокола», «Академия занимательных искусств: Музыка. Альт» и другие.
Второе педагогическое условие – насыщение уроков музыки средствами мультимедиа для глубокого восприятия музыкального материала и активизации интереса обучающихся.
Данное условие предполагает насыщение уроков музыки мультимедийными средствами обучения. Существует следующая классификация мультимедийных средств обучения:
функционального назначения:
– обучающие (представляющие учебную информацию и направляющие обучение, исходя из имеющихся у учащихся знаний, индивидуальных возможностей и интересов);
– диагностические (специализированные на определении уровня подготовки и интеллекта учащегося);
– игровые (обеспечивающие различные виды игровой и учебно-игровой деятельности).
методического назначения:
– тренировочные (тренажеры, определенные для отработки умений, навыков при повторении и закреплении изученного материала);
– контролирующие (подготовленные для контроля уровня усвоения учебного материала);
– информационно-справочные (специализированные для получения необходимой информации).
Все подобранные мультимедийные приложения, разработанные презентации, тестовые программы необходимо систематизировать и использовать в учебном процессе в соответствии с их назначением. Такой подход окажет положительное влияние на различные аспекты музыкальной памяти, включая слуховую, двигательную и музыкально-логическую. Например, использование игровых приложений с классическими музыкальными произведениями будет способствовать знакомству с музыкой, а повторное их использование будет развивать слуховую память. Интерактивные задания, направленные на выполнение физической активности, будет укреплять двигательную память связанную с метроритмическими ощущениями. Задания, основанные на анализе музыкальных структур будут способствовать лучшему пониманию музыкального материала и развивать логическое мышление обучающихся. Контролирующие тесты будут помогать закреплять и проверять усвоенный материал.
Третье педагогическое условие – внедрение разнообразных методических приемов на уроках музыки при использовании средств мультимедиа.
Реализация третьего педагогического условия предполагает использование разнообразных методических приемов. Эффективны методические приемы развития музыкальной памяти: активное прослушивание, повторение, анализ, использование других видов памяти (зрительной, двигательной).
Активное прослушивание заключается во внимательном слушании музыки. При слушании необходимо обращать внимание на средства музыкальной выразительности данного произведения (темп, размер, ритм, динамика), повторяющиеся мотивы и другие музыкальные элементы. Это помогает лучше запоминать и воспроизводить мелодию.
Методический прием повторение связан с практикой многократного воспроизведения запоминаемого музыкального фрагмента или текста. Такой метод способствует лучшему запоминанию и воспроизведению.
Сущность методического приёма анализа в обучении музыке заключается в подробном изучении музыкального произведения с целью выявления его музыкального образа, средств музыкальной выразительности, структуры, особенностей и закономерностей. Это помогает понять и запомнить музыкальное произведение более глубоко и основательно.
Анализ включает в себя: разбор особенностей мелодии, гармонии, ритма и других музыкальных элементов; определение формы произведения, его частей и их взаимодействия; выявление ключевых моментов и особенностей исполнения; изучение динамики, темпа, артикуляции и других исполнительских указаний.
Такой подход способствует не только запоминанию музыкального произведения, но и развитию музыкального слуха, чувства ритма и других музыкальных способностей.
Целесообразно использовать игровые методы, интерактивные, соревновательные, а также групповую и индивидуальную работу.
Суть игрового метода заключается в применении интерактивных игр, которые развивают музыкальное восприятие, помогают понять характер музыки, её настроение, динамику и фактуру. Можно применять приложения и игры, например, Harmonies (уметь находить связи между песнями), Heardle (уметь угадывать песню по коротким аудиофрагментам), Lyricles (требуется угадать песню по короктим отрывкам из песни), Bandle (нужно угадать песню по инструментальным подсказкам, таким как, бас, гитара и др.).
Интерактивный метод заключается в применении различных форматов обучения, таких онлайн-курсы, дистанционное обучение, виртуальные лекции и концерты, анализ музыкальных произведений с помощью онлайн-программ (например, Musescore), использовании приложений для редактирования музыки (FL Studio, GarageBand).
Соревновательный метод используется для выработки чувства коллективизма. Средства мультимедиа здесь активно используются и выступают в качестве средства контроля и оценивания знаний. Для оценки уровня знаний можно использовать различные мультимедийные тесты и игры, а также задания, включающие фото- и видеоматериалы.
Групповая работа включала в себя процесс обучения, направленный на коллективное взаимодействие с использованием мультимедийных технологий. Это может заключаться в создании проектов (например, о музыкальных жанрах или композиторах), применении приложений для создания музыки, чтобы через практическое применение музыкальной теории улучшалась музыкальная память. Также групповая работа включала в себя совместный анализ музыкальных произведений (например, записей концертов или документальных фильмов о музыке).
В качестве дополнительных методических рекомендаций учителям музыки для развития музыкальной памяти можно использовать метод запоминания «от общего к частному». Его суть заключается в следующем: сначала надо понять целостную структуру музыкального произведения, потом начать переходить к осмысленному изучению отдельных фрагментов. Важно не забывать, при этом, сосредотачиваться на сложных частях.
Учителям музыки при работе, направленной на развитие музыкальной памяти обучающихся будет полезным воспользоваться советами именитых педагогов, проводивших исследования в этой области.
Например, Л. Маккиннон в своей книге «Игра наизусть» предлагает несколько полезных советов по разучиванию произведений. Во-первых, рекомендуется провести «предварительный обзор музыкального развития от начала до конца». Во-вторых, необходимо «детально изучить отдельные фрагменты, а затем периодически работать над произведением в целом». В-третьих, необходимо уделять особое внимание «сложным участкам» [33].
Для более успешного запоминания различных музыкальных фрагментов важно сопоставлять их друг с другом, анализировать общее и сопоставлять с новыми материалами. Структурно схожие фрагменты воспринимаются гораздо быстрее и эффективнее. Г. М. Цыпин рекомендует применять уникальный метод «умозрительного» запоминания, который не требует реального звучания и основан исключительно на слуховых образах [51].
Щапов А. П. предлагает три метода для запоминания пьесы наизусть: «мысленная игра, игра в замедленном темпе, игра со многих «опорных пунктов» [56]. Эффективность этих методов можно повысить с применением средств мультимедиа.
Например, метод «мысленной игры» (проигрывание в уме изучаемого произведения по нотам, но без инструмента) с применением видеоматериалов, графических нотаций, партитур, музыкограмм или анимаций облегчает работу памяти, давая обучающимся возможность визуализировать структуру музыкального произведения.
Игра в замедленном темпе с применением мультимедийных технологий, программного обеспечения укрепляет контроль за темпо исполнения, что приводит к понижению двигательного автоматизма и задает высокую планку к памяти. Объяснить это можно тем, что играя в быстром темпе обучающийся рискует упустить из внимания наиболее трудные для исполнения части, тогда как использование мультимедиа, интерактивных программ, направленных на улучшение темпа, позволяет сконцентрироваться на всех деталях, включая динамику, артикуляцию и фразировку.
Предложенный А. П. Щаповым третий метод заключается в умении вместе с педагогом исполнять произведения с любой «опорной точки». Это придает обучающемуся уверенности, исполнение произведения выполняется с ясностью. Применяя средства мультимедиа можно достигнуть гораздо лучших результатов. Использование видеозаписей исполнения произведений показывает обучающимся правильную исполнительскую технику, а также взаимосвязь элементов произведения. После запоминания произведения, можно при помощи программ для редактирования аудио и видео выделять сначала финальные кусочки и постепенно двигаться к началу произведения.
Считается полезным применение интерактивных приложений для создания музыкальных треков или интерактивных обучающих платформ. Они дают обучающимся изучать новые музыкальные произведения, экспериментировать над ними, что дает возможность глубже понимать произведение и его структуру.
При развитии музыкальной памяти при запоминании музыкального текста можно использовать основные закономерности современной психологии по действия, направленным на запоминание текста. Они делятся на три группы, каждая из которых играет свою уникальную роль в процессе усвоения информации и формирует важные аспекты нашего понимания текстов.
Первая группа: смысловая группировка – это метод, который предполагает деление произведения на отдельные фрагменты и эпизоды. Каждый из этих элементов представляет собой логически завершённую смысловую единицу, что способствует более структурированному и понятному запоминанию. Используя этот прием, известный также как смысловое разделение, слушатель значительно упрощает процесс восприятия и запоминания музыкального материала. Это особенно актуально для сложных произведений, где множество идей и тем может вызвать путаницу в восприятии [35].
Вторая группа: смысловое соотнесение. Суть этого метода заключается в сравнении особенностей гармонических и тональных планов, мелодических линий, сопровождения музыкального произведения. Такой метод дает возможность более глубоко понимать структуру музыкального произведения и его взаимосвязь, а это способствует улучшению запоминания музыкального произведения [35].
Третья группа: запоминание музыкального произведения по формуле И. Гофмана «Вижу – слышу – играю» [39].
В работе над произведением используются различные методы:
- Работа с текстом без инструмента: знакомство с произведением через изучение нотного текста в мультимедийном формате. Применение видео-, аудиоматериалов помогает обучающимся визуализировать построение произведения и представлять его «внутренним слухом» без проигрывания.
- Работа с текстом за инструментом: сначала происходит знакомство с пьесой при помощи показа видеозаписей исполнения и интерактивных нотных приложений, что дает обучающимся иметь цельное представление о произведении. Дальше следует глубокое изучение сложных фрагментов с применением графических и аудиоматериалов. Средства мультимедиа стимулируют каналы восприятия: зрительное восприятие происходит через интерактивные доски и планшеты, слуховое восприятие осуществляется через аудиозаписи, пластическое интонирование выполняется через видеоупражнения под музыкальное сопровождение.
- Работа наизусть: укрепляет память через слуховые, двигательные и логические ассоциации с помощью проигрывания аудиозаписей, выполнения интерактивных тестов, игр и викторин. Регулярные повторения с элементами новизны помогают закрепить материал.
- Работа без инструмента и нот: по мнению А. Стоянова, уверенность в запоминании приходит, когда музыкант может восстановить произведение мысленно, осознавая его элементы без нот [45]. Такие средства мультимедиа, как видео- и аудиозаписи служат вспомогательными средствами для тренировки этого навыка.