ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОГО КОСТЮМА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

УДК 378 (045)

ББК 74.00

ПАУТКИНА ЕКАТЕРИНА ЕВГЕНЬЕВНА

студент факультета художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, epautkina@yandex.ru

 Руководитель – Асатрян О. Ф., кандидат педагогических наук, доцент, декан, и.о. заведующей кафедрой художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

Аннотация: В данной статье рассматривается важность изучения народного костюма в детских школах искусств как средства формирования этнокультурных знаний у учеников. Подчеркивается, что народный костюм является элементом культурной идентичности и носителем исторических традиций.

Ключевые слова: этнокультурные знания, народный костюм, школа искусств, идентичность, способности, творчество.

FORMATION OF ETHNOCULTURAL KNOWLEDGE IN STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING FOLK COSTUME AT A CHILDREN’S ART SCHOOL

PAUTKINA EKATERINA EVGENIEVNA

student of the faculty of art and music education

Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia

Head – Asatryan O. F., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean, Acting Head of the Department of Art and Music Education

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev”, Saransk, Russia

Abstract: This article considers the importance of studying folk costume in children’s art schools as a means of forming ethno-cultural knowledge in students. It is emphasized that folk costume is an important element of cultural identity and a carrier of historical traditions.

Key words: ethnocultural knowledge, folk costume, art school, identity, abilities, creativity.

 

Современная система образования стремится к интеграции культурного наследия в учебные программы, и для детских школ искусств это особенно важно. Л.Б. Абдуллина и другие авторы считают, что одним из самых ярких проявлений культурного наследия является народный костюм, его элементы отражают традиции и обычаи, эстетические предпочтения, и особенности проживания в определенном климате определенного этноса [1]. Читать далее

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ К ИСТОРИЧЕСКОМУ СЮЖЕТУ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПОЗИЦИЙ

УДК 37.035.6(045)

ББК 74.005.22

ГРЯЗНОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

кандидат философских наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, regphil@mail.ru

МАНУШИН МИХАИЛ

бакалавр 5 курса факультета педагогического и художественного образования

 Аннотация: в данной статье подчеркивается, что интеграция истории и искусства обогащает художественное восприятие детей, развивает их творческие способности и углубляет знания о культуре. Описываются различные методы формирования познавательного интереса, это проектная деятельность, кросс-культурные исследования, организация выставок и презентаций. Они способствуют активному вовлечению школьников из детских художественных школ в процесс обучения  и формированию критического мышления.

 Ключевые слова: познавательный интерес, художественное образование, исторический сюжет, композиция, кросс-культурный анализ, выставки.

 

GRYAZNOVA TATYANA MIKHAILOVNA

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Art and Music Education, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, regphil@mail.ru

 MIKHAIL MANUSHIN

5th year Bachelor of the Faculty of Pedagogical and Art Education

 FORMATION OF COGNITIVE INTEREST AMONG STUDENTS OF THE CHILDREN’S ART SCHOOL TO THE HISTORICAL PLOT DURING THE PERFORMANCE OF COMPOSITIONS

 Abstract: this article emphasizes that the integration of history and art enriches children’s artistic perception, develops their creative abilities and deepens their knowledge of culture. Various methods of forming cognitive interest are described, they are project activities, cross-cultural research, organization of exhibitions and presentations. They promote active involvement of pupils from children’s art schools in the learning process and formation of critical thinking.

Keywords: cognitive interest, art education, historical plot, composition, cross-cultural analysis, exhibitions.

Формирование познавательного интереса у детей является одной из главных задач образовательного процесса, особенно ярко это проявляется при получении ими художественного образования. В детских художественных школах изучаются не только основы изобразительного искусства и совершенствуются технические навыки, но и расширяется понимание школьниками исторических и культурных особенностей страны. Работа с историческими сюжетами – это один из эффективных способов для того, чтобы достичь этой цели [2, с. 29]. Читать далее

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БАЯНЕ

АКСЕНОВ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ

студент факультета художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, a.aksenoff.a@yandex.ru

АСАТРЯН ОЛЬГА ФЕДОРОВНА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический
университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, asatrian_o@mail.ru

 

Ключевые слова: диагностика музыкально-исполнительской культуры, компоненты музыкально-исполнительской культуры, восприятие музыки, школьный возраст, музыка, искусство.

Аннотация: в статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме диагностики музыкально-исполнительской культуры школьников в процессе обучения игре на баяне

 

 

Музыкально-исполнительская культура представляет собой сложное интегративное качество личности, формирующееся в процессе музыкально-исполнительской деятельности и характеризующееся совокупностью взаимосвязанных компонентов. Для глубокого понимания данного феномена необходимо рассмотреть его сущностные характеристики и структурные элементы. Читать далее

ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СИНТЕЗА ИСКУССТВ

УДК 37.01(045)

ББК 74.0

М 602

МАНУШИНА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА

бакалавр 5 курса факультета педагогического и художественного образования

МИЛИЦИНА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический
университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

petyaskmarina@gmail.com

Аннотация: в данной статье раскрываются возможности синтеза искусств как средства эмоционально-нравственного развития детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: синтез искусств, эмоционально-нравственное развитие, младшие школьники, младший школьный возраст.

 

Вопросы нравственного развития личности актуальны во все времена. В настоящее время данная проблема стоит наиболее остро, ведь современный социум напрямую столкнулся с противоречием между осознанием лич­ностью свободы как важнейшего принципа ее развития и саморазвития и неготовностью реализовать этот принцип – пониманием свободы как вседозволенности, освобождения от нравственности [2]. Читать далее

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТЕХНИКИ ИКОНОПИСИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

Романова Анжелика Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», факультет педагогического и художественного образования, кафедра художественного и музыкального образования,  5 курс группы ПЗХ-120

Научный руководитель: Лариса Павловна  Карпушина

Аннотация. Статья нацелена на формулирование методик, способствующих формированию понимания основ иконописи, у обучающихся в детской художественной школе. В рамках теоретической части исследовательской работы были применены основные теоретические методы: анализ научно-методической литературы и опыта педагогической деятельности. В ходе исследования была описана методика выполнения иконографического изображения, обучающимися в детской художественной школе.

Ключевые слова: иконопись, педагогика, детская художественная школа, подростковый возраст.

Иконопись, как культурно-историческое явление — это уникальное культурное наследие, которое не только отражает духовные и художественные достижения народа, но и является важным элементом его исторической идентичности. Традиция иконописи зародилась в IX-X веках и с тех пор претерпела значительные изменения, сохраняя при этом свою глубинную связь с православным каноном и русской культурой. В детских художественных школах формирование основ техники иконописи играет важную роль в развитии художественного восприятия учащихся в контексте культурной идентичности и эмоционально-образного восприятия окружающей действительности. Процесс формирования основ создания изображения в иконографической традиции, русской иконы, включает в себя: изучение исторических аспектов иконографии; освоение материалов и инструментов иконописи; выполнение практической работы под руководством опытных мастеров [1]. Читать далее

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ДХШ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

БУТУЗОВА АЛИНА ПЕТРОВНА
Студент факультета педагогического и художественного образования

Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева г. Саранск, Россия

аlinaа.butuzova@yandex.ru

Ключевые слова: Народные промыслы, детская художественная школа (ДХШ),традиции, современность.

Аннотация: В данной статье рассматривается важность народных промыслов в контексте детского художественного образования. Основная мысль заключается в том, что народные промыслы не только служат историческим наследием, но и являются важным элементом формирования идентичности и творчества у детей. Автор подчеркивает, что внедрение народных промыслов в образовательный процесс в детских художественных школах (ДХШ) позволяет создать прочную связь между традицией и современностью, обеспечивая учащимся глубокое понимание культурного наследия. Структура статьи охватывает несколько ключевых аспектов. Во-первых, народные промыслы рассматриваются как форма художественного творчества, что подчеркивает их роль в развитии креативности у детей. Автор акцентирует внимание на том, что работа с традиционными материалами способствует развитию мелкой моторики, что, в свою очередь, является базовым навыком для успешного обучения. Во-вторых, статья подчеркивает социальное значение изучения народных промыслов, способствуя уважению к культуре как своего народа, так и других народов, что ведет к формированию многокультурного сознания. Кроме того, автор отмечает необходимость адаптации традиционных подходов к современным реалиям. Это подразумевает, что в ДХШ можно внедрять инновационные методы обучения, которые отвечают на запросы современного общества, при этом сохраняя ценности традиционного искусства.

 

В современном обществе под влиянием государственной политики, направленной на сохранение национальных традиций, и нестабильной геополитической ситуации в мире наметился рост национального самосознания, интерес граждан к истории, культуре своего народа, народному искусству. Однако этому процессу противостоят другие тенденции развития общества. Л.В. Миненко говорит о необходимости сохранения народного искусства, в условиях постоянно ускоряющейся урбанизации и технического прогресса: «… изменение образа жизни, разрушение традиционной среды обитания и сокращение численности сельского населения как носителя традиций прошлого, подрывает устои естественного механизмы сохранения и передачи основ национальной культуры» [2, с. 3]. Для самих детей также важно чувствовать себя частью культуры, народа, в которых они растут, важно формировать свою гражданскую идентичность, а потому приобщение к народным ценностям, видам деятельности – важная задача в развитии и воспитании детей. Читать далее

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАЗРАБОТКИ ФИРМЕННЫХ ЗНАКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

ГРОМОВА КСЕНИЯ СЕРГЕЕВНА

Студент факультета педагогического и художественного образования

Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева г. Саранск, Россия

ksenya.gromova1999@mail.ru

Аннотация: в данной статье раскрываются возможности формирования навыков разработки фирменных знаков у обучающихся детской художественной школы.

Ключевые слова: формирование навыков, разработка фирменных знаков, обучающиеся детской школы искусств.

 

В современных условиях развития общества особую актуальность приобретает подготовка подрастающего поколения к профессиональной деятельности в сфере художественного образования. Художественные школы, являясь важным звеном в системе художественного образования, должны обеспечивать качественную подготовку обучающихся к будущей профессиональной деятельности, в том числе в области разработки фирменных знаков. Читать далее

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

УДК 78:373.2(045)

ББК 85.31

К 642

 Кандрашина Вероника Викторовна

студент баклавриата, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия nika.kandrashina@yandex.ru

Научный руководитель: к.п.н., доцент Паршина Л. Г.

Аннотация: в статье рассматривается проблема развития творческого воображения старших дошкольников. Решение данной проблемы автор видит в использовании музыкального образа различных произведений как средства развития творчески мыслящей личности.

Ключевые слова: образ, музыкальный образ, воображение, творческое воображение, развитие творческого воображения, старший дошкольный возраст.

 

MUSICAL IMAGE AS A MEANS OF DEVELOPING THE CREATIVE IMAGINATION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

 

Kandrashina Veronika Viktorovna

student, FGBOU VO «Mordovia State Evseviev Pedagogical University, Saransk, Russia, nika.kandrashina@yandex.ru

 Abstract: the article deals with the problem of developing the creative imagination of older preschoolers. The authors see the solution to this problem in the use of the musical image of various works as a means of developing a creatively thinking personality.

Key words: image, musical image, imagination, creative imagination, development of creative imagination, senior preschool age.

 

Воображение ̶ неотъемлемая часть творческой деятельности дошкольника, влияющая на человека в целом. В национальной педагогической энциклопедии воображение определяется как: «психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта». Читать далее

РАЗВИТИЕ МЕЛОДИЧЕСКОГО СЛУХА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ДОМРЕ

Панина Юлия Александровна

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты развития мелодического слуха у младших школьников в процессе обучения игре на домре. Анализируются возрастные особенности слухового восприятия, обосновывается роль инструментального музицирования в совершенствовании слуховых навыков. Особое внимание уделяется влиянию игры на домре на формирование звуковысотного, ритмического и ладового слуха. Представлены основные методы педагогической работы, направленные на развитие слухового восприятия, включая подбор мелодий на слух, работу с метрономом, анализ ладовых структур и слуховой самоконтроль. Сделан вывод о значении комплексного подхода к формированию слуховых способностей в процессе инструментального обучения.

Ключевые слова: мелодический слух, музыкальное восприятие, звуковысотный слух, ритмический слух, ладовый слух, слуховой самоконтроль.

PANINA YULIA ALEXANDROVNA

undergraduate, faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

DEVELOPMENT OF MELODIC EAR OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN DURING DOMRA TRAINING

Abstract: The article examines the theoretical and practical aspects of the development of melodic hearing in younger schoolchildren in the process of learning to play the domra. The age-related features of auditory perception are analyzed, and the role of instrumental music making in improving auditory skills is substantiated. Special attention is paid to the influence of playing the domre on the formation of high-pitched, rhythmic and fret hearing. The main methods of pedagogical work aimed at the development of auditory perception are presented, including the selection of melodies by ear, working with a metronome, analysis of fret structures and auditory self-control. The conclusion is made about the importance of an integrated approach to the formation of auditory abilities in the process of instrumental learning.

Key words: melodic hearing, musical perception, high-pitch hearing, rhythmic hearing, fret hearing, auditory self-control.

 

Мелодический слух является важнейшей составляющей музыкального восприятия, определяющей способность человека воспринимать, запоминать и воспроизводить последовательности звуков. По мнению Б. М. Теплова, он представляет собой особый вид слуховой деятельности, основанный на взаимодействии звуковысотного, ладового и ритмического компонентов
слуха [6]. Исследователи, такие как Г. И. Шатковский отмечает, что мелодическое восприятие формируется на основе накопленного музыкального опыта, а также зависит от степени развитости слухового внимания и памяти [8]. Важность данной способности обусловлена ее непосредственным влиянием на успешность обучения музыке и овладения инструментальным исполнительством. Читать далее

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 78-053.4(045)

ББК 85.31р

ПЕТРОВА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА

студентка факультета художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, tnelkina@inbox.ru

 Ключевые слова: певческие навыки, старший дошкольный возраст.

Аннотация: В статье представлен анализ психолого-педагогической литературы по вопросу формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Автор приводит дефиницию понятия «певческие навыки», а также проводит анализ особенностей формирования певческих навыков в старшем дошкольном возрасте.

ON THE FORMATION OF SINGING SKILLS IN PRESCHOOL CHILDREN

 PETROVA TATIANA VALERYEVNA

student Faculty of Art and Music Education

Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, tnelkina@inbox.ru

Keywоrds: singing skills, senior preschool age.

Abstract: The article presents an analysis of psychological and pedagogical literature on the formation of singing skills in older preschool children. The author gives a definition of the concept of «singing skills,» and also analyzes the features of the formation of singing skills in older preschool age.

 

Современное музыкальное воспитание дошкольников поставлено перед важной задачей: раскрыть талант исполнителя, развивать вокальные способности, обучать детей контролю за музыкальным слухом и вырабатывать навыки экспрессивного пения. Многие дошкольники, переходя в школьную образовательную систему, демонстрируют лишь базовое понимание пения. Они часто не умеют использовать фальцетное голосообразование, ограничиваясь пением в узком диапазоне, разговорным стилем, что приводит к пению с ошибками и напряжением. Отсутствуют навыки, необходимые для вокальной и слуховой координации, для освоения техник артикуляции, дикции и кантилены. Читать далее