ТРАКТОВКА ПОНЯТИЯ «НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» В КОНТЕКСТЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

ЯРОВАЯ ЯНА ИГОРЕВНА

бакалавр, факультета педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 Научный консультант КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА

доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и педагогического образования Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 Аннотация: в статье систематизируются теоретико-методологические подходы к определению понятия «нравственные ценностные ориентации». В связи с тем, что само понятие «нравственные ценностные ориентации» по-разному трактуется в философии, психологии и других смежных областях научного знания, в статье анализируются основные подходы к его трактовке и предпринимается попытка их систематизации с целью нахождения общих элементов, консолидирующих понимание данных ориентаций на междисциплинарном уровне.

Ключевые слова: нравственность, ценностные ориентации, дошкольный возраст.

 

YAROVAYA YANA IGOREVNA

undergraduate, faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

 

KOBOZEVA INNA SERGEEVNA

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Art and Pedagogical Education, «Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev», Saransk, Russia. lantratovairina@mail.ru

 

INTERPRETATION OF THE CONCEPT OF «MORAL VALUE ORIENTATIONS» IN THE CONTEXT OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

Abstract: The article systematizes theoretical and methodological approaches to the definition of the concept of «moral value orientations». Due to the fact that the very concept of «moral value orientations» is interpreted differently in philosophy, psychology and other related fields of scientific knowledge, the article analyzes the main approaches to its interpretation and attempts to systematize them in order to find common elements consolidating the understanding of these orientations at the interdisciplinary level.

Key words: morality, value orientations, preschool age.

 

Нравственные ценностные ориентации являются важным аспектом в развитии человека. Данной проблеме посвящены многочисленные научные разработки.

Проблему формирования этих качеств рассматривали философы, психологи разных эпох, такие как: Аристотель, Сенека, Декарт, Гегель, В. Соловьев, Н. Бердяев. Читать далее

КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ

УДК 372.874

ББК 85.15

КОЛДАШОВА СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

студент факультета педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, 89179962871@mail.ru

 Ключевые слова: книжная иллюстрация, творческий потенциал, изобразительное искусство, обучение школьников, иллюстрация.

Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме влияния книжной иллюстрации на развитие творческого потенциала у обучающихся.

 

BOOK ILLUSTRATION AS A MEANS OF DEVELOPING THE CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS

 Koldashova Sofya Alekseevna

student of the Faculty of Pedagogical and Art Education Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

 Key words: book illustration, creative potential, fine art, school education, illustration.

Annotation: The article presents information generalized in the process of theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of the influence of book illustration on the development of creative potential among students.

 

В настоящее время все больше учителей и педагогов осознают важность использования книжных иллюстраций в обучении изобразительному искусству. Это связано с тем, что выполнение книжных иллюстраций представляет собой полезный инструмент для развития творческих способностей обучающихся. Читать далее

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ ПРИЁМОВ СТИЛИЗАЦИИ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

УДК 78-053.4(045)

ББК 85.31р

 КАЙМИНОВА АННА СЕРГЕЕВНА

студент кафедры музыкального и художественного образования Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, pozdjajkinaas@yandex.ru

 Ключевые слова: стилизация природных объектов, формирование навыков стилизации, навыки стилизации у обучающихся детских художественных школ, стилизация, искусство.

Аннотация: В статье представлена обобщенная информация о проблеме развития художественных навыков обучающихся в процессе работы над стилизацией природных объектов.

 FORMATION OF TECHNIQUES FOR STYLIZATION OF NATURAL OBJECTS AMONG STUDENTS OF CHILDREN’S ART SCHOOLS

 KAIMINOVA ANNA SERGEEVNA

student of the of the department student of music and art education of the Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 Кey words: stylization of natural objects, formation of stylization skills, stylization skills in students of children’s art schools, stylization, art.

Аbstract: The article provides generalized information about the problem of developing the artistic skills of students in the process of working on the stylization of natural objects.

 

Современный мир требует от художественных учреждений и школ формирования творческих и креативных личностей, способных к проектной работе. Одним из основных критериев создания личностей является умение работать с композицией и всеми её составляющими, что выражается в умении организовывать пространство, располагать главные элементы с дополнительными деталями на холсте, бумаге или графической программе. В научно исследовательской статье Т. С. Беляковой говорится, что педагог дополнительного образования играет важную роль в повышении эффективности образовательного процесса, так как он работает с учениками вне школы и может использовать более гибкие и инновационные методы обучения [3]. Читать далее

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДЕМКИНА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия.

Аннотация: в статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты развития чувства ритма у младших школьников, описываются теоретические основы развития чувства ритма, методические подходы к обучению ритму у детей, а также психологические аспекты.

Ключевые слова: ритм, чувство ритма, музыка, развитие, младшие школьники.

 

DEMKINA EKATERINA ALEKSANDROVNA

Bachelor, Faculty of Pedagogical and Art Education, Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia.

SOME PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF RHYTHM DEVELOPMENT IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

 Abstract: the article discusses psychological and pedagogical aspects of the development of rhythm sense in younger students, describes the theoretical foundations of the development of rhythm sense, methodological approaches to teaching rhythm in children, as well as psychological aspects.

Key words: rhythm, sense of rhythm, music, development, younger students.

 

Развитие чувства ритма у младших школьников – это многоаспектный процесс, охватывающий когнитивные, социальные и физические области развития ребенка. В рамках психолого-педагогической науки, этот процесс не только связан с музыкальным образованием, но и считается непременной частью комплексного развития личности ребенка, включающей в себя эмоциональную, социальную и когнитивную сферы. Читать далее

Формирование колористического видения обучающихся детской художественной школы

Кузяева Виктория Игоревна,

студентка 5 курса ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» г. Саранск, Республика Мордовия

 Аннотация: в статье рассматривается понятие колористического видения, которое тесно связано с понятием колорит и цвет. Указывается, что двойственная природа цвета способна оказывать глубокое влияние на эмоциональное состояние обучающихся и развивать их воображение. Цветовое восприятие действительности всегда базируется на образном начале, следовательно, для воплощения образа художнику необходимо нарабатывать «чувствительность» глаза для формирования колористического видения. Данная совокупность процессов цветоощущения, цветовосприятия может быть сформирована посредством различных приемов для развития наблюдательности, задач на подбор цветовых отношений. Это необходимо для развития воображения, творческих способностей, креативности.

Ключевые слова: колористическое видение, колорит, цвет, творчество.

Каждый вид искусства имеет свой специфический язык, свои изобразительные средства, при помощи которых создается содержательная форма произведения. Важнейшим средством выразительности в живописи является колорит. Читать далее

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ НАВЫКОВ РАБОТЫ ГРАФИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ НАТЮРМОРТА

КАРГИНА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

студент факультета педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, olgakargina13306@gmail.com

 Ключевые слова: рисунок, натюрморт, графика, графические материалы, академический рисунок.

Аннотация: в статье говорится о важности формирования навыков работы графическими материалами у обучающихся детских художественных школ. Подчёркнута роль академического рисунка как основного вида графики. Обозначены основные виды графических материалов, выявлены методы формирования навыков работы с ними при построении натюрморта и его тональной проработке.

 

Современный этап развития педагогической науки отмечен проведением значительных исследований по вопросам изучения изобразительного творчества детей. Видные деятели науки, искусства, педагогики и психологии (А. В. Бакушинский, Л. С. Выготский, Г. В. Беда, В. С. Кузин, А. Е. Терентьев, Т. Я. Шпикалова и др). в своих трудах доказывают несомненное развивающее значение изобразительной деятельности для обучающихся, которая способствует выявлению и развитию художественных способностей и влияет на творческую активность ребенка. Читать далее

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ МОРДВЫ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

УДК 78-053.4(045)

ББК 85.31р

ТРУБИЦЫНА АНЖЕЛИКА ВИТАЛЬЕВНА

студент факультета художественного и музыкального образования Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, v.istorii1756.1763@gmail.com

 Ключевые слова: мифология мордвы, декоративно-прикладное искусство, народное творчество.

Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме приобщения детей к народному творчеству средствами декоративно-прикладного искусства на тему мифологических образов мордвы.

 

MYTHOLOGICAL IMAGES OF MORDVIANS IN DECORATIVE AND CRAPPED ARTS AS A WAY OF INVOLVING CHILDREN IN FOLK ARTS

Trubitsyna Anzhelika Vital’evna

student Faculty of Art and Music Education Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

Key words: mordovian mythology, arts and crafts, folk art.

Annotation: The article presents information generalized in the process of theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of introducing children to folk art through the means of decorative and applied art on the topic of mythological images of the Mordovians.

 

За последние десятилетия изменилось отношение людей к истории и традициям своего народа, было много утеряно и позабыто. Сейчас началось возрождение, появился интерес к национальной культуре и это большой шаг в воспитании толерантности и духовности младшего поколения. Основной задачей является воспитать настоящих патриотов, людей, которые будут не только любить свою Родину, но и знать ее историю, культуру, традиции. А также с уважением относится ко всем культурам в нашей многонациональной стране [6]. Читать далее

ВЫРАЗИТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЗИЦИЙ И ПЕРЕХОДОВ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СКРИПКЕ НА ЗАНЯТИЯХ В ДМШ

Киреева Ирина Ивановна

преподаватель по классу скрипки, МБУДО «Детская музыкальная школа № 2», г. Саранск, Россия, iri.kireeva2014@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются практические упражнения скрипача, способствующие эффективному развитию технических навыков в ходе обучения игре на скрипке.

Ключевые слова: музыкальное образование, обучение игре на скрипке, технические приемы игры, изучение позиций, виды переходов в позиции.

 EXPRESSIVE AND TECHNOLOGICAL POSSIBILITIES IN THE STUDY OF POSITIONS AND TRANSITIONS IN THE COURSE OF LEARNING TO PLAY THE VIOLIN IN THE CLASSROOM AT THE DMSH

 Kireeva Irina Ivanovna

violin teacher, Children’s music school No. 2, Saransk, Russia, iri.kireeva2014@yandex.ru

 Annotation: The article deals with practical exercises of the violinist, which contribute to the effective development of technical skills in the course of learning to play the violin.

Key words: musical education, learning to play the violin, technical methods of the game, learning positions, types of transitions in positions.

 

Современные технологии – это принципиальная новизна в процессе обучения. Любая система, в том числе устаревшая система музыкального образования, управляется технологией. Ее можно назвать традиционной, в чем-то она, успешна и консервативна, даже рутинна, но это в любом случае технология. Потому что технология – это организация всех путей обучения, нацеленная на конечный результат. В данном случае наша технология должна быть нацелена на подготовку специалиста, который будет реализовывать себя в сфере культуры. Читать далее

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.01(045)

ББК 74.0

Ч 602

ЧЕРНЫШОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия.

 Аннотация: в статье в рамках компетентностного подхода рассматривается понятие личностных компетенций и их развитие у обучающихся-музыкантов в дополнительном образовании.

Ключевые слова: компетенции, личностные компетенции, компетентностный подход.

CHERNYSHOVA SVETLANA ALEKSANDROVNA

undergraduate, faculty of pedagogical and art education Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia.

 THE DEVELOPMENT OF PERSONAL COMPETENCIES AMONG STUDENTS IN MUSIC CLASSES IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

 Abstract: The article considers the concept of personal competencies and their development among students-musicians in additional education within the framework of the competence approach.     

Keywords: competencies, personal competencies, competence approach.

 

В последние годы в России все большее внимание уделяется концепциям компетентностного подхода и ключевых компетенций в образовании. Эти понятия стали центральными в обсуждениях о необходимости модернизации образовательной системы страны, особенно в контексте изменяющихся социальных и экономических реалий. Читать далее

КОМПОЗИЦИОННЫЕ УМЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ: К СУЩНОСТИ ВОПРОСА

АНУФРИЕВА АНАСТАСИЯ ИВАНОВНА

магистрант 3 курса Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, lotner1996@yandex.ru

Научный руководитель: Карпушина Л.П., доктор педагогических наук, профессор МГПУ им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация

 

Ключевые слова: станковая композиция, композиционные умения, методы формирования композиционных умений, методики, обучающиеся детской художественной школы.

Аннотация:  В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме формирования композиционных умений обучающихся детской художественной школы.

COMPOSITIONAL SKILLS OF STUDENTS OF CHILDREN’S ART SCHOOL TO THE ESSENCE OF THE ISSUE

ANUFRIEVA ANASTASIA IVANOVNA

3st year master’s student Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russian Federation, lotner1996@yandex.ru

 Scientific supervisor: Karpushina L.P.,  Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russian Federation

 

Key words: easel composition, compositional skills, means and techniques of compositional skills formation, methods, students of the children’s art school.

 Abstract: The article presents information generalized in the process of theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem the formation of compositional skills of students of the children’s art school.

 

Основная задача развития детского творчества заключается в том, чтобы научить ребенка использованию различных приемов изобразительной грамоты и с их помощью выражать свое видение окружающей действительности. Поэтому для создания рисунка ребёнку необходимо  сформировать композиционные умения. Читать далее